Re: История Zerstorerstaffel JG 5
Добавлено: 03 мар 2013 19:08
igor
Вторая половина 1943 г.
Затишье, начавшееся в июне, продолжалось вплоть до 10 июля, когда рутина была разбавлена экзотическим заданием - охотой за подводной лодкой в Варангер-фьорде. Впрочем, лодок не нашли, зато проштурмовали "батарею" на п-ове Средний. На самом деле 6 бомб было сброшено рядом с поста Пумманки.
В промежутке нежданного "отдыха" эскадрилью покинул очередной экипаж - Кайлиг/Шрёдтер. Как и многие другие, они отправились в Радом, переучиваться на ночных истребителей. В основном из них в январе 1944 г. была создана специальная эскадрилья, Nachtjagdstaffel Finnland.
11 июля один самолет (F-2, №5103) имел повреждения шасси при посадке на аэродром Киркенес. Ударился он довольно серьезно, на 40% - вероятно, после одного из двух вылетов на сопровождение конвоя.
16 июля семерка Bf.110 летала вместе с эскадрильей "штук" штурмовать батареи на п-ове Средний. Никакого особого ущерба батарейцам этот налет не нанес, зато наши зенитки похвалились сбитыми "мессерами" - одним большим и двумя маленькими. Конвою, правда, артиллерия не смогла ничего сделать, все три моторных тральщика и охраняемые ими 3 маленьких каботажника прорвались в Лиинахамари без повреждений. Тогда наши подняли с аэродрома Пумманки для удара по конвою 2 Ил-2, 6 "харрикейнов" и 2 И-16. Прикрывали их 16 Як-1, 8 Р-39 и 10 "харрикейнов" с Ваенги. Т.к. с нашей стороны докладывали о наличии над конвоем, кроме ударных самолетов противника, еще 3 Не.115, 13 Fw.190 и 14 Bf.109, бой был нешуточный, с большим количеством участников. Кораблям снова ничего толком сделано не было - советские пилоты заявили только поврежденный РС танкер. Про участие в боях "фоккеров" с немецкой стороны данных нет, из "ягеров" участвовали летчики 6., 7. и 8./JG 5. В воздушных боях истребители заявили 1 "штуку", один Не.115, один BF.110 и 4 Bf.109. Итого за утро немцы должны были лишиться сразу 9 самолетов! Ни один тяжелый истребитель на самом деле не пострадал, как и остальные типы тяжелых машин. Потери понесли только "ягеры", причем сбили напрочь только один, с фельдфебелем Дёбрихом за штурвалом. Раненый, он смог выпрыгнуть с парашютом, и был настолько везучим, что МТЩ подобрали его с воды. Затем корабли пережили штурмовку, главной целью которой стал R.64, имевший 2 раненых. Кроме Норца, это были единственные потери у противника. Еще один "мессер" был поврежден на 20%, второй сел на вынужденную на аэродром Сальмиярви. Наши потеряли сбитыми 2 Як-1 20-го ГИАП, оба пилота погибли. У Bf.110 на них заявок не было. Ягеры в тот раз, кстати говоря, приврали очень скромно, заявив себе по 2 Р-39 и Р-40.
Следующая схватка произошла 20 июля, снова над конвоем, но на сей раз в районе Вардё. Утром авиаразведка обнаружила идущий в Киркенес караван под управлением СКР V.6109, который вначале безрезультатно атаковала подлодка Щ-403. Вечером на него набросилась авиация СФ, выславшая 4 торпедоносца А-20, 13 Пе-2 и мощное прикрытие из 27 истребителей (9 Р-39 и 16 Як-1). Торпедоносцы предположительно потопили транспорт в 4000 т, Пе-2 двумя группами сбросили больше 2 десятков ФАБ-250 и якобы попали 2 раза в один транспорт и раз в другой. На самом деле, единственными потерями немцев стали несколько раненых на охотниках UJ.1207 и 1208. Береговые и корабельные зенитки отчитались о двух сбитых самолетах, еще один "бостон" заявил лейт. Эрдманн из 5./JG 5. "Церштёреры" тоже поучаствовали в бою и лейт. Цигенхаген претендовал на сбитый Пе-2. На самом деле наши потеряли один "бостон", причина гибели которого разнятся - "Хроника" дает ЗА, Рыбин - истребителей. Стрелок погиб, остальные трое сели в шлюпку и стали в ней дрейфовать в сторону Рыбачьего. Пе-2 из 29 БАП вроде тоже был потерян (нет в списке Рыбина, но есть пропавшие в ОБД) и здесь вновь неясно, кто виноват в его гибели. Наши летчики отчитались, что в бою с 6 Ме-109, 6 ФВ-190 и 2 Ме-110 они сбили 3 самолета первого типа, ничего не потеряв взамен. Здесь, однако, только командир 5./JG 5 был ранен в руку и вынужден лечь в лазарет, больше никто не пострадал. Зато 13.(Z)/JG 5 недосчиталась двух самолетов. Момбеек прямо не говорит, что они пострадали в результате этого боя, но вывод напрашивается сам собой. Одну машину (Bf.-110G-2, №6198) неизвестный пилот смог привести на одном моторе в Киркенес, она была повреждена на 30%. Фельдфебель Хайнрих Дрешлер тоже пытался дотянуть на Bf.-110G-2, №6201 до дома, но не смог. Самолет упал в Фалькфьелле, в 10 км западнее Квальнеса и полностью сгорел вместе с экипажем. Второй погибший - унтер-офицер Георг Мёст.
Очередной бой состоялся 25 июля примерно в тех же местах и снова над конвоем, что неудивительно. На сей раз его возглавлял тральщик М.303, а атаку проводили 12 "пешек" из 29 БАП под прикрытием 12 Як-1 и 6 Р-39. Бомбили с горизонтального полета, якобы разломив пополам один транспорт в 12000 т и подпалив второй. Довольно трудно представить, чтобы от попадания даже нескольких 250-кг бомб такого размера пароход мог разломиться. На самом деле, немцы все остались целы, а вот наши понесли весьма чувствительные потери. Домой не вернулись сразу 5 Пе-2, 3 Р-39 и 1 Як-1 и 17 человек летчиков. Спасли только двух человек из 255 ИАП (+ на самом деле немцы выловили кого-то двоих из офицерского состава, претендентов сразу 13!). По нашим данным, все до одного самолеты сбиты зенитками. Видимо, огонь врага был на самом деле очень силен, моряки претендуют на 7 сбитых (2 - М.303, по одному М.306 и 343, V.5910, UJ.1206 и 1212). С точки зрения наших, в воздухе им противостояли до 30 самолетов противника, из числа которых они сбили 11 Ме-109 и 3 Ме-110. Снова успех был сильно преувеличен. Только два Bf.109 были сбиты на самом деле. Обер-лейтенант Ляйтнер из штаба II./JG 5 погиб, фельдфебель Фогель из 5./JG 5 - ранен. 13.(Z)/JG 5 в этот раз самолетов не теряла, но стрелок обер-лейтенанта Колвайса, фельдфебель Роберт Хинк был убит в бою. Момбеек пишет, что в него, возможно, попал снаряд пушки лейт. Куренка из 255 ИАП. Тяжелые истребители заказали себе 4 Пе-2 (по одному лейт. Цигенхаген, обер-лейтенанты Колвайс и Кирхмейер, обер-фельдфебель Беккер). Учитывая, что еще 4 записали себе на счет ягеры из 7./JG 5 (в том числе 3 Вайссенбергер), шансы пилотов Bf.110 действительно оказаться победителями довольно невелики. Кроме того, у ягеров в активе 5 Р-39 и 1 "харрикейн". Итого, счет оказался 2-9 в пользу немцев, по заявкам 14-21.
Вплоть до конца июля 13.(Z)/JG 5 летала на сопровождение конвоев, но боев больше не было. Тем не менее, случилась еще одна потеря, хотя и не фатальная. 27 июля при посадке на Киркенес лопнула шина на стареньком Bf.110F-2 "LN+VR", №5105. В результате, машина имела повреждения 15%. Пилот неизвестен, как обычно в таких случаях.
Август продолжился конвоированием своих караванов и одним вылетом на бомбардировку 6 августа. Самолеты 13.(Z)/JG 5 в этот раз стали ударными, а Bf.109 из III группы JG 5 их прикрывали. С точки зрения наших, аэродром Ваенга-1 пытались атаковать 8 "штук", 11 Ме-110 и пятерка Ме-109, из которых под плотным огнем зениток только 6 "церштёреров" прорвались к цели и сбросили на нее 12 бомб. В результате, один А-20 сгорел, погибло 5 и ранено 3 человека. Остальные самолеты, как пишет "Хроника", до цели не дошли и бомб не сбрасывали. Воздушных боев не было, потерь у немцев тоже.
10 августа 13.(Z)/JG 5 прикрывала вместе с 7./JG 5 отряд боевых кораблей (во главе с минзагом KAISER). Поздно вечером на широте Конгс-фьорда их атаковала пара торпедоносцев под прикрытием 8 Р-39. Как доложили летчики, они смогли потопить транспорт и тральщик; в воздухе им пришлось столкнутся с 8 Ме-110, 4 Фв-190 и 2 Хе-115. По результатам боя один "бостон", почти дотянув до Рыбачьего, упал возле Зубовки в море. Штурман капитан Золкин и летавший в качестве стрелка-радиста ст. лейт. Каранаев погибли, пилота капитана Адинскова и стрелка сержанта Алферова смогли спасти. В отместку наши "отправили на землю" сразу 3 Ме-110, один Фв-190 и один Хе-115. Надо сказать, что бой оказался на самом деле результативным, однако цели наши определяли совершенно неверно. Во-первых, в который раз в боях над конвоями появляются "Фв-190". В 1943 г. в Заполярье на них летала только одна эскадрилья - 14(Jabo)./JG 5, и ее не применяли для прикрытия конвоев. Соответственно, легкие истребители были представлены "мессерами" из 7 эскадрильи. В бою они заявили 2 сбитых "кобры", ни одна из которых не подтверждается. Зато сами они потеряли унтер-офицера Ляйперсбергера (или Ляйберспергера, черт ногу сломит), который упал в море. Момбеек пишет, что его мог сбить капитан Товстый. Еще одна машина разбилась, когда Bf.109 из-за нехватки топлива еле дотянули до полевого аэродрома Свартнес (60%, пилот цел). Возможно, на самом деле виноваты были боевые повреждения. Хотя, по советским заявкам был сбит только один одномоторный самолет. Ни один из якобы сбитых Bf.110 не подтверждается, а заваленный Хе-115 - это на самом деле Bv.138 из 3-й эскадрильи 406-й береговой группы! Как их можно было спутать, неясно. Видимо, все логично объяснить очень плохими условиями видимости, так как со стороны немцев унтер-офицер Вундерле претендовал на сбитый Пе-2, хотя на самом деле это он ответственен за гибель А-20. На него никто другой не претендует, даже моряки лишь подтвердили, что один самолет сбило истребительное прикрытие. Корабли, кстати, все остались целы. Счет по заявкам 5-3, в реальности - 2-1.
В дальнейшем при рутинных полетах над конвоями без боестолкновений только одна неприятность случилась с 13.(Z)/JG 5: 22 августа Bf.110F-2/trop "1B+CX", №5073 после неполадок с мотором нештатно садился на аэродром Киркенес и был поврежден на 15%.
Наконец, как будто накопив силы, 26 августа стороны устроили над очередным конвоем новую кровавую бойню. Вновь целью стал отряд боевых кораблей во главе с минзагом ROLAND. По мнению немцев, атаковали их 3 "бостона", только два из которых смогли сбросить (мимо цели) торпеды, главные силы атакующих были рассеяны истребительным прикрытием. Судя по тому, что про Ил-2 нет даже упоминания, а истребителей заметили только пару, это правда. Ни одной заявки на сбитые от кораблей нет, а сбитых было очень много... Наши высылали те самые 3 А-20 под прикрытием 8 Р-39, и второй отряд из 4 Ил-2 под прикрытием 8 Як-1. Торпедоносцы заявили один транспорт потопленным и один поврежденным, штурмовики, как пишет "Хроника", опоздали, а по факту просто не смогли прорваться к цели. Практически весь их отряд был уничтожен: 2 "горбатых" сбили над целью, третий сел в море северо-восточнее Вардё, последний, подбитый, сел на вынужденную на аэродроме Пумманки. Кроме того, один Як-1 также не вернулся домой. К торпедоносцам противник прорваться не смог, потому они смогли выйти на цель, но цена была очень высока - было сбито 3 "кобры", все пилоты, включая командира 255 ИАП майора ГСС Панина, погибли. Из экипажей сбитых штурмовиков спасти удалось только одного стрелка. Кроме прочего, 4 "харрикейна", летавшие на отсечение противника, при попытке это сделать потеряли два самолета, а третий, подбитый, при попытке сесть на Рыбачьем, разбился. Снова все пилоты погибли.
Противника наши оценивали как 16-20 самолетов типов Фв-190, Ме-110 и 109. На самом деле в бою участвовали "мессеры" взлетавшей с Свартнеса 5./JG 5, несколько "церштёреров" и, в завершающей фазе боя, несколько истребителей из спешно переброшенной из Сальмиярви в Петсамо 6./JG 5, а также штаба III./JG 5. Заявок у противника было много. Интересующие нас летчики с Bf.110 якобы сбили 3 Ил-2 - по одному обер-лейтенанты Колвайсс и Шваб, лейтенант Мюллер. Заявки "ягеров", видимо, обрывочны, так как у них только пара сбитых "кобр" и один "харрикейн". Таким образом, получается, что все заявки противника реальны. Увы, потерь у врага почти не было, хотя наши и заявляли по результатам всех боев 11 Ме-109, 5 Ме-110 и 5 Фв-190. Единственная за тот день потеря "ягеров" - поврежденный на Петсамо при рулежке "мессер". В бою же досталось только одному Bf.110 F-2 с №5184, он с поврежденным мотором при посадке в Киркенесе разбился на 50%. Экипаж цел, и поэтому неизвестен.
28 августа Bf.110 снова стали ударными самолетами, поучаствовав в массированном по меркам Заполярья налете на бухту Озерко. Наши насчитали 26 Ю-87, 10 Ме-110 и 12 Фв-190. Превращаем некоторое число "штук" в Bf.109 и получаем примерно реальный состав сил. Известно, что прикрытие ударных машин вела часть "экспертенштаффеля", но точное число неизвестно. Всего насчитали около 140 сброшенных бомб. 1 человек был убит, 7 ранено. Погибло 9 лошадей. Зенитки якобы сбили одну "штуку", подтверждения этому нет.
Наконец, под занавес месяца, 31-го числа при облетывании только что отремонтированного Bf.110 F-3 с №5105, ефрейтор Зигфрид Йеттканд внезапно упал вместе с ним в Коббхольм-фьорд.
Начало сентября прошло спокойно, а вот 6-е число стало вновь напряженным днем. Опять конвой, опять атака на него ВВС СФ. Под раздачу второй раз за две недели стал ROLAND и его эскорт, хотя наши считали, будто атакуют три транспорта и 14 конвойных кораблей. На сей раз ударной силой служили 4 А-20 в варианте торпедоносца и еще 4 - в качестве штурмовиков для подавления ПВО. Прикрывали "бостонов" семь Р-39. По результатам атаки торпедоносцы отчитались о потоплении одного транспорта ценой одного сбитого. На отходе наших атаковали 8 Ме-110 и 7 Ме-109, в бою с которыми "кобры" уничтожили соответственно одного и двух врагов. При этом потерян был один истребитель с красными звездами.
На самом деле корабли отделались только двумя убитыми на ROLAND и тральщике М.381, работа штурмовиков и их пулеметов. На тральщике также было 3 раненых. Заявок на сбитые моряки не дали, а вот летчики расстарались: 6 "сбитых" А-20, 1 Р-39 и 1 "харрикейн" у ягеров! "Церштёреры" были поскромнее - только их босс, гауптманн Шлоссштайн доложил о "действенном обстреле" вражеской машины. Обер-фельдфебель Колодзией на Bf.110G-2 №5221 в азарте боя не смог увернуться от расстрелянного им советского истребителя и врезался в него. Так погиб мл. лейт. Мартыненко из 2 эскадрильи 255 ИАП, так погибли и немцы. Вместе с немецким поляком на тот свет отправился унтер-офицер Вилли Шиппер. Вообще обстоятельства этой тройной смерти не до конца понятны, так как в победы покойному немцу записали почему-то Пе-2. Может на самом деле он атаковал "бостон", а Р-39 его таранил.
7 сентября произошел комичный случай. Лейт. Волленвебер получил задание сопровождать Не.111, который перевозил из Санднеса на Банак генерал-полковника Штумпффа. Когда Не.111 взлетел, выяснилось, что мотор ведомого Волленвебера не заводится. Лейтенант взлетел один и стал сопровождать ценный самолет. Вдруг по радио сообщили, что к ним приближается неизвестная цель. Волленвебер вылетел навстречу и увидал, что это их догоняет ведомый! Соединившись, они довели Не.111 до места назначения. Генерал потом прислал в Киркенес благодарность за то, что эскорт "отогнал от него самолеты противника".
13 сентября, в составе довольно большой по северным меркам группы самолетов (наши насчитали до 30 штук) разных типов, самолеты бомбили и штурмовали Озерко, Ейну и Пумманки. Воздушных боев не случилось, повреждения у нас были, но какие, мне неизвестно. Немцы потеряли один "мессер" из 6./JG 5, разбившийся на 45% при посадке на Сальмиярви.
16 сентября последовал новый комбинированный вылет: по нашим данным, 7 Ме-110, 6 Фв-190, 11 Ме-109. Мощный огонь зениток и истребители не дали врагу прицелиться, так что 14 сброшенных бомб никакого вреда не нанесли. Против немцев вылетали 23 советских истребителя, но только 5 нашли врага, заявив сбитыми 2 "церштёрера" и 1 Ме-109. Потерян был "харрикейн" мл. лейт. Зюзина, который погиб. У немцев на самом деле потерь не было, победу одержал кто-то из двоих летчиков "отсекавшей" противника 6./JG 5, заявивших победы.
16 сентября сбитый "бостон" числится на счету обер-фельдфебеля Ролльника, но в этот день ни у одной из сторон нет записей о боях и потерях. Возможно, здесь путаница с 14 сентября, когда был большой бой над конвоем.
18 сентября 8 Bf.110 провели налет на аэродром Мурмаши, без успехов и потерь.
20 сентября вновь разгорелось воздушно-морское сражение над конвоем с маткой катерных тральщиков BALI во главе. С точки зрения наших это были 5 транспортов и 23 боевых корабля; против них были высланы 6 "бостонов"-торпедоносцев под прикрытием 18 истребителей. Одновременно 4 "харрикейна" бомбили аэродром Свартнес, чтобы не дать взлететь оттуда вражеским самолетам. Непосредственно с А-20 держались истребители 255 ИАП. Когда атаковали несколько групп вражеских истребителей (до 30 по нашим докладам), "кобры" не смогли с ними справиться. Противник атаковал торпедоносцы на подлете, так что два самолета бросали торпеды уже горящими. Всего домой вернулся только один самолет, ведущего, майора Костькина, сбили уже после атаки, когда А-20 улетали уже без всякого прикрытия. Истребители потеряли одну "кобру", один Як-1 из 20 ГИАП и "харрикейн". Все летчики, 18 человек, погибли.
Торпеды, увы, никуда не попали и немецкие корабли остались совершенно нетронутыми. Моряки заявок на победы не дали, ягеры, как всегда, блеснули талантом преувеличивать - 14 заявок! Из них 10 были "бостоны". "Церштёреры" присовокупили скромненько: унтер-офицер Борк заказал один А-20, а Ролльник - одну "кобру". Шансы на реальные победы у них невелики, тем более, что у нас участие тяжелых истребителей в бою даже не упоминается. Только Фв-190 и Ме-109, которых якобы сбили 10 штук, а на самом деле только один, из штаба II./JG 5. Летчик погиб. У героев нашего рассказа тоже была потеря, но ее характер неясен - Bf.110G-2, №6360 имел повреждения шасси при посадке в Киркенесе. Ущерб 30%, что вызвало неполадки, непонятно, может быть, боевые повреждения.
Вслед за этим боем 13(Z)./JG 5 кратковременно покинула Киркенес. 10 самолетов были посланы на юго-запад Норвегии, чтобы прикрывать переход поврежденного тяжелого крейсера LUTZOW домой, в Германию. 27 сентября проводились собственно вылеты на сопровождение, при этом в последний раз эскадрилью вел за собой Шлоссштайн, которого затем вызвали в Осло. У руля временно встал обер-лейтенант Кирхмайер. Шлоссштайна хотели послать учиться на офицера Генерального штаба, но он отказался, хотел и дальше летать. Тогда его поставили командиром учебной группы школы тяжелых истребителей в Меммингене. С 15 июля 1944 он вернулся на фронт, приняв в Словакии II./ZG 76 на Ме.410. Осенью под Кенигсбергом группу переучили на Fw.190, потом с января под названием IV./JG 54 до самого конца она сражалась с советскими войсками. Сам Шлоссштайн смог выжить. Позже, кстати, он вызвал к себе в ZG 76 обер-лейтенанта Маула, который стал командиром эскадрильи в его новой группе. 2 февраля 1945 его насмерть сбили зенитки под Кюстрином.
Половина октября, фактически, прошла для эскадрильи вне активной боевой деятельности. 3-го высланные на запад десять машин начали возвращение, только 10 октября достигли Бодё, 12-го - Бардуфосс и в тот же день, в 14.55, наконец, Киркенеса. Неизвестно, из этой ли группы был Bf.110G-2 "1B+GX", который при рулежке на аэродроме получил повреждения 20%.
Все это время оставшаяся в Заполярье часть 13(Z)./JG 5 совершала вылеты на охрану конвоев. 9 октября она понесла потерю, причем очень экзотическим способом. Фельдфебель Мёлинг погиб в Германии, на аэродроме Анкальм во время налета авиации союзников. Он прибыл туда после отпуска, взять и перегнать на Север новую машину.
Уже 13 октября случилась новая "конвойная битва", в которой Bf.110, видимо, не смогли принять слишком уж активное участие. Несмотря на то, что наши высылали в бой 3 шестерки ударных машин (Илы, "бостоны" и "пешки" в 3 группах) под прикрытием в общей сложности 30 истребителей, "церштёреры" видели только штурмовики и прикрывающие их Яки и "харрикейны". С ними немцы вели безрезультатный бой. У наших было другое мнение: в бою они заявили, кроме 4 сбитых Ме-109, еще и один Ме-110. Ягеры тоже не остались в долгу: без потерь со своей стороны они сбили сразу 5 Ил-2! На самом деле наши лишились только одного штурмовика и двух Яков. Еще 3 Ил-2 были изрешечены пулями (80-115 пробоин), но вернулись домой. Отряд "пешек" тоже потерял одну машину (записана на зенитки), а у немцев как раз одна заявка на самолет такого типа. Хуже всего пришлось, как всегда, "бостонам". Они атаковали тройками, сближаясь с конвоем над водой, каждую группу атаковало больше десятка немцев. Из каждой группы были сбиты по две машины, плюс по одной "кобре". Немецкие заявки дают 5 А-20 и 2 "хэмпдена" (которые на самом деле уже не участвовали в боевых действиях), 8 Р-39 и даже один Р-40. Наши истребители в одном случае заявили 6 сбитых "мессеров", в другом - 2. Общий счет получился по заявленным 15-22, по сбитым 9-0. Впрочем, я забыл прибавить 4 заявки от кораблей, плюс по документам Кригсмарине, заявок от истребителей на самом деле было 26, т.е. не все они были задокументированы. Тогда первое соотношение должно быть 15-30. Атаке подвергался идущий в Киркенес конвой во главе с тральщиков М.365. Самого большого успеха против кораблей достигли штурмовики 46 ШАП: они попали бомбой в бак парохода ALSTERDAMM, убив одного человека и повредив якорный шпиль. От обстрела из бортового оружия на канлодке К.3 и сторожевике V.6104 было по 2 раненых. Кроме того, последняя группа "бостонов", пролетая мимо охотника UJ.1207, окатила его пулеметным огнем, ранив двух человек.
19 октября эскадрилья потеряла очередных летчиков. Опять это случилось в Германии: откомандированные для переобучения на ночных истребителей унтер-офицеры Виденхорн и Леонхардт разбились насмерть в учебном вылете в Китцингене, на Bf.110G-2. Видимо, на тот момент они еще числились в строю 13(Z)./JG 5.
Больше в октябре никаких событий не происходило. В начале ноября подразделение принял гауптманн Херберт Треппе, тем самым похоронив амбиции Кирхмайера стать боссом. От обиды обер-лейтенант ушел в ночные истребители (служил в 4./NJG 4), потом пересел на одномоторные самолеты и погиб 8 октября 1944, когда уже опять был в рядах JG 5. Причем, погиб по глупому, врезавшись при посадке в бочку с бензином.
Интересно будет взглянуть, какими силами обладали немцы в это время. Есть состав авиакомандования Север (Восток) со штабом в Киркенесе на 10 ноября: 1.(F)/124 (Киркенес), Kette Lappland из 1.(F)/124 (Алакуртти), Wekusta 6 (Банак), 3.(F)/130 (Билле-фьорд), 1.(H)/32 (по 1 звену в Алакуртти, Петсамо и Понтсаленйоки), Stab/JG 5 (Петсамо), Jagdkdo Nord (звено II./JG 5, Альтенгаард), III./JG 5 (без одного звена, Петсамо), Jagdkdo Sud (звено III./JG 5, Алакуртти), 13.(Z)/JG 5 (Киркенес), 14.(Jabo)/JG 5 (Петсамо). К сожалению, не указана численность, но ее можно глянуть у Хольма. Так, 13.(Z)/JG 5 имела на начало ноября 16 машин (2 "фридриха" и 14 "густавов"). В 1.(H)/32 имелось 12 "рам", в 1.(F)/124 - 13 "юнкерсов" и 4 Bf.109G-4, в Wekusta 6 - 6 "юнкерсов", в III./JG 5 - 31 "мессер", в 14.(Jabo)/JG 5 - 14 "фоккеров".
12 ноября во время вылета на охрану конвоя на самолете обер-фельдфебеля Беккера отказал мотор и ему пришлось садиться на вынужденную на аэродром Свартнесс. Видимо, при этом самолет был разбит (один из последних Bf.110F-2/trop с №5073, "1B+CX"). Степень повреждений неизвестна, но Беккер и находившийся с ним лейт. Либе из роты пропаганды получили ранения. Затем Беккер очень долго отсутствовал, как сказано, "для восстановления здоровья командовал отрядом лесной стражи" в Бескидене (Бескиды, Польша). Больше похоже на наказание. Обратно он вернулся только в конце 1944 г.
За последующие две недели "церштёреры" смогли слетать только 4 раза на охрану конвоев (13, 21, 25 и 26 ноября). Никаких событий за это время не произлошло.
2 декабря на аэродром Киркенес был совершен налет - тройка Пе-2 сбросила бомбы. Момбеек уверят, что одной из жертв этого налета стал поврежденный (а фактически уничтоженный, 80%) Bf.110G-2, №6363. Однако, есть некоторые сомнения, что все было именно так. В другом налете, на Луостари, второй отряд Пе-2 и прикрывавших их Р-39 вели бой с истребителями и заявили сбитый Ме-110. Очень возможно, что именно там и был потерян тяжелый истребитель. Наши потеряли пару "пешек".
8 декабря в очередную беду (после долгого перерыва) угодил "Огр" Шваб. Облетывая после ремонта Bf.110G-2 №5604 "1B+VX", он был вынужден садить машину около Санднеса, так как оба мотора встали. Самолет был разбит в хлам (90%), однако каким-то чудом Шваб и летавший с ним авиационный инженер Литтров отделались ранениями.
Это была, фактически, последняя потеря эскадрильи в 1943 г. Правда еще 11 декабря сел на вынужденную после отказа мотора южнее Оулу Fi.156 (№1409), приписанный к 13.(Z)/JG 5, но числился он там неофициально.
22 декабря в последний вылет отправился очередной летчик: обер-фельдфебель Курпирс, завершив охрану конвоя, отбыл на 4 месяца для обучения на офицера в Военно-авиационную школу №9. На тот момент, с 9 сбитыми, он был лучшим пилотом в эскадрилье.
Впервые 13.(Z)/JG 5 встретила зиму в самом дальнем Заполярье. Раньше они постоянно перебазировались в Лаппландию, но теперь рождество встречали в Киркенесе. Несмотря на темень, в середине дня случались старты по тревоге, а 26-28 декабря прошло несколько вылетов самых опытных экипажей на бесплодные поиски следов потопленного в Баренцевом море линкора SCHARNHORST.
Re: История Zerstorerstaffel JG 5
Добавлено: 03 мар 2013 19:09
igor
Последняя глава: 1944 и 1945 г.
С началом нового года плохая погода в основном препятствовала вылетам эскадрильи. 8-го числа часть самолетов (4 штуки) под предводительством лейт. Цигенхагена улетела в Понтсаленйоки. Неофициально их называли "ближнебомбардировочная группа Кистинки/Восток". Задача, как явствует из названия - бомбежка, цель - железная дорога из Мурманска на юг. Тогда же организовали эскадрилью ночных истребителей "Финляндия" (позже - "Норвегия"), которая сначала оставалась частью "эскадрильи такс". В ее составе летал прежний экипаж 13.(Z)/JG 5 Кайлиг/Шрёдтер и новоприбывший на Север Грундей/Онертц. Успехов они добыть не смогли. Через какое-то время все четверо отбыли в отпуск и назад уже не вернулись, так как стали летать из Южной Норвегии.
9 января Шваб должен был лететь вожаком у группы Bf.109, совершавших перелет в Пори. Для этого он отправился в Петсамо, усадив в кабину третьим своего механика. Однако аэродром легких истребителей оказался слишком плохо расчищен, на посадке "Огр" влетел в гигантский сугроб. Машине (Bf.110F-2, №5103) пришел полный капут, однако везучий Шваб отделался легким испугом. Зато его стрелок Фальгенхауэр и механик Цандер получили ранения. Задачу лидирования 109-х передали Волленвеберу, а Шваб скоро перевелся в Германию, летать на Ме.210.
13 января понесла первую потерю группа в Понтсаленйоки. Во время штурмовки поезда южнее станции Кузема "1B+HX" лейт. Мюллера получил попадание в правый мотор и сел в 30 км ЮЗ станции. В Bf.110G-2 №5227 стрелком был унтер-офицер Сардоник, получивший ранение в левый глаз. Через 3 дня их, совершивших переход до озера Нижне-Кумозеро, подобрал "шторьх" на лыжном шасси. Сардонику пришлось лечиться три месяца.
16 января Цигенхаген сбил ЛаГГ-3, а его стрелок унтер-офицер Хесс - ЛаГГ-5. Проверить возможности нет, Момбеек ничего не уточняет.
К 25 января задание на юге было выполнено и эскадрилья воссоединилась. В этот день, возглавляемая лидирующим Ju.88, она навсегда покинула театр боевых действий, на котором находилась безвылазно 2,5 года. Через Банак "церштёреры" перебазировались в Бардуфосс. Там лейт. Волленвебер посадил самолет на брюхо, как следует из его воспоминаний. В списках потерь этого случая нет. По крайней мере один экипаж (Маул/Гунцельманн) однако оставался в Понтсаленйоки и до 12 февраля летал оттуда на разведку.
26 января: следующий этап перелета в новые места. Сначала добрались до Бодё, где самолет разбил унтер-офицер Борк (пришлось садиться на одно колесо). Конечным пунктом был аэродром Хердла, откуда предстояло летать над морем для разведки и защиты конвоев. Уже оттуда эскадрилью покинул Волленвебер, отправившийся в воздушную академию в Бад Бланкенбурге, где он учился летать на ракетных истребителях.
13 февраля в некоей "летной катастрофе" был потерян на 100% Bf.110G, но никаких подробностей и пострадавших людей нет. Точно такая же потеря случилась на следующий день.
Начиная 14 февраля эскадрилья приступила к боевым вылетам в новом районе - очень долго они оставались безрезультатными. В западной Норвегии было гораздо спокойнее, чем в Заполярье.
1 марта два самых старых стрелка в 13.(Z)/JG 5, фельдфебели Пфайффер и Гунцельманн отбыли учиться на пилотов в Крайлсхайм.
Во второй половине марта командир, Треппе, отбыл в отпуск, рулить стал его заместитель Цигенхаген, но и он внезапно заболел и угодил в больницу. Тогда главным в эскадрилье стал стрелок, наверное, уникальный случай! Правда это был не обычный нижний чин, а некий "офицер при эскадрилье" Герхард Фридрих. Кто был этот кадр, неизвестно. Имел чин лейтенанта и с ноября 1944 г. командовал 10./ZG 26, в 1945 г. опять стал сбоку припека - адъютант II./JG 5 и одновременно командир штабной роты.
В марте опять было две малопонятных потери с неизвестными результатами. 10-го и 19-го по одному самолету повреждены на аэродроме - больше об этом ничего неизвестно.
Только 30 марта случилось нечто, выбивающееся из привычной рутины. Для обер-фельдфебеля Мака и унтер-офицера Мёбиуса это окончилось смертью. Вообще-то на "1B+EX" с Маком должен был лететь командир, Фридрих, но постоянный радист настоял, чтобы лететь ему. Именно в этот день состоялся первый воздушный бой с 18 "бофайтерами". Последние пытались атаковать конвой с пароходом MONTE ROSA; Мак перед тем, как погибнуть, сам сбил один "бофайтер". Еще один стал жертвой неизвестного стрелка (в бою участвовали еще лейт. Шмолль, фельдфебели Альт и Вундерле). Противниками немцев были канадцы из 404 эскадрона. Винг коммандер Виллис смог выпрыгнуть с парашютом и попал в плен, во втором погиб флайт лейтенант Робинсон. Мака же не сбивал никто - во время маневрирования он пролетел слишком низко, задел крылом воду и разбился. Ни обломков машины (Bf.110G-2, №5603), ни тел погибших не нашли.
1 апреля вновь один самолет был потерян при загадочных обстоятельствах на своем аэродроме.
Наконец, 18 апреля во время патрулирования побережья, лейт. Бётге сбил "бофайтер" - он стал последней, 126-й официальной победой 13.(Z)/JG 5. Вероятно, это был отбившийся от своего отряда самолет 144-го эскадрона, пропавший в тот день около Норвегии.
Затем было еще много рутинных вылетов. 5 мая и 7 июля по одной машине было потеряно в катастрофах. Спустя 4 месяца отсутствия в эскадрилью вернулся Курпирс, а затем Сардоник. Последний воссоединился с прежним летчиком, Хельмутом Мюллером, но ненадолго. После переброски на оборону Рейха они снова разделились. Мюллер погиб 5 декабря 1944 г., уже как командир эскадрильи 9./JG 1.
17 июля 13.(Z)/JG 5 была переименована в 10./ZG 26. Об этом периоде деятельности эскадрильи известно мало. Возможно, в своем тихом месте она иногда участвовала в боях с английскими самолетами, атаковавшими конвои. У некоторых летчиков иногда даже случались всплески "революционного настроения". После известия о покушении на Гитлера, Сардоник выкрикнул: "Жаль, что это не получилось!". К счастью для него, стукачей среди товарищей не было. На том фельдфебель не успокоился и еще не раз начинал разговоры в том духе, что надо восстать, как матросам кайзеровского флота в 1918 г. За это его прозвали "красным матросом". Прозвище прилипло к нему как следует, и даже через 50 лет после войны, во время встреч ветеранов, его продолжали так называть.
25 августа Bf.110G-2 "2N+EN" из 12./ZG 26 сел на вынужденную на о. Смёла. Его пилот, обер-фельдфебель Вагнер, этой посадки не пережил, техник Лойдерт был ранен. Третий человек в кабине - стрелок унтер-офицер Глёзер из 10./ZG 26, был тяжело ранен. Он там оказался случайно - был "взят взаймы" в связи отсутствием штатного пилота Борка и нехваткой радистов в соседнем подразделении... Больше он назад не вернулся. В апреле 1945 в составе сборной группы выздоравливающих летчиков Глёзер попал в советский плен, но ввиду нетрудоспособности скоро оттуда освободился.
В начале сентября, когда финны сдались, IV./JG 5 срочно перебросили в Заполярье. После этого IV./ZG 26 осталась одна на все западное побережье Норвегии. 10./ZG 26 при этом поделили на две части: одну Треппе увел на Ставангер-Форус, вторую Фридрих - на Листер. Вылеты по-прежнему совершались нечасто и о стычках с противником никаких данных нет до 28 сентября. В этот день звено под предводительством Треппе взлетело для перехвата 4-моторных бомбардировщиков, проводивших поиски немецких подлодок. Лично сам гауптманн смог найти и сбить один В-24 из 206 эскадрона RAF западнее Листера. Экипаж флаинг офицера Карлайста погиб. "Южная" половина эскадрильи тоже проводила вылеты. Неизвестно, какой из групп принадлежал самолет "1B+FX" ефрейтора Штёра, который при маневрировании на малой высоте задел воду и разбился. Вторым был унтер-офицер Франк, машина Bf.110G-2, номер точно неизвестен - не то 5603, не то 6115.
3 октября лейт. Бётге смог сбить еще одного охотника за подлодками. Далеко над морем он перехватил и отправил вниз В-24, вероятно, принадлежавший 311 эскадрону RAF (чешскому). Машиной "К", заводской FI937, управлял пайлот офицер Хала. Хотя немцы видели парашюты и направили на место катастрофы спасательные самолеты, они никого не смогли найти.
24 октября 12./ZG 26 получила чувствительный удар, когда английские истребители сбили сразу три самолета во главе с ее командиром, гауптманном Климмером. После этого Курпирса перебросили туда, водить эскадрилью в бой.
30 октября 1944 обе части ранее разделенной эскадрильи соединились вновь на аэродроме Тронхейм-Ладе. Треппе назначили командиром всей группы. При этом 11./ZG 26, недавно прибывшая, базировалась на Тронхейм-Ёрландет, а 12./ZG 26 - была поделена между Ставангером-Солой и Хердлой. 10./ZG 26 стал командовать лейт. Бётге.
14 ноября Курпирс заявил сбитым В-24 далеко над морем. Подтверждения этой победы нет, а Курпирс после боя сел на брюхо. Bf.110G-2, "1B+DX" имел повреждений всего на 8%. Тем не менее, на следующий день он вылетел уже на другом самолете ("1B+NX") и опять заявил в море сбитый В-24. Это была его 11-я и последняя за войну заявка.
Самый конец года и начало 1945 г. проходили в рутинных вылетах, совершавшихся все реже из-за нехватки топлива. Наконец, 1 апреля эскадрилья окончила свое существование окончательно. Ее распустили, использовав личный состав для формирования новой II./JG 5 (старую в ноябре 1944 г. переименовали в IV./JG 4). Командиром стал Треппе, адъютантом Фридрих, техническим офицером Шмолль, офицером связи лейт. Брюггентис. Эскадрильями командовали: 5-й обер-лейт. Гайко, 6-й - лейт. Кох, 7-й - лейт. Курпирс. Стрелки отправились в Германию: кто в зенитчики, а кто и вовсе в пехоту.
При переучивании на Bf.109 2 апреля в Госсене насмерть разбился Бётге. Последней потерей стал фельдфебель Вундерле, причем погиб он по глупому. Взлетев 3 апреля с Ладе, имея на борту почту, он взял, несмотря на запрет, одну из такс (а именно Локхида). В тесной кабине 109-го собака, вероятно, чем-то помешала пилоту, после взлета он почти сразу пошел вниз и разбился.
Фактически, этим и закончился война для данного подразделения. Взятые в плен, летчики в основном отправились на работы во Францию, в трудовые лагеря военнопленных. Условия там были тяжелые, и до освобождения в 1947 г. дожили не все...