Женщины-летчики в Заполярье
Модератор: Модераторы форумов
- sk16rus
- Site Admin
- Сообщения: 2350
- Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
- Откуда: Казань
- Контактная информация:
Re: Женщины-летчики в Заполярье
Красивая девушка.
Интересный рассказ.
Смутил немного только пассаж про "крупную машину" "фашистский бомбовоз" "FW-190" и его "экипаж".
Интересный рассказ.
Смутил немного только пассаж про "крупную машину" "фашистский бомбовоз" "FW-190" и его "экипаж".
Re: Женщины-летчики в Заполярье

- sk16rus
- Site Admin
- Сообщения: 2350
- Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
- Откуда: Казань
- Контактная информация:
Re: Женщины-летчики в Заполярье
Да ведь никто и не спорит)))
А сейчас сразу анекдот вспомнился про "факеров на фокке-вульфах" )))
А сейчас сразу анекдот вспомнился про "факеров на фокке-вульфах" )))
Re: Женщины-летчики в Заполярье
Минаева (в замужестве Жильцова) Полина Александровна; 06.06.1922 г.р.; д.Бурдаково Тульская губ.; окончила Сталиногорский (ныне г.Новомосковск) аэроклуб в 1939 г.; мл. лейтенант. летала на По-2 (У-2). Ордена: Красной Звезды ( 1944 г.) Отечественной Войны II ст.(1985 г.) Медали: За оборону Советского Заполярья; За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.
С началом войны служба лётчиком-инструктором в аэроклубах г.Ефремов (Тульская обл.), г.Невьянск (Свердловская обл.), г.Томск (на тот период в Новосибирской обл.). В августе 1942г. вступает добровольцем в ВВС РККА, переподготовка в 46 зап г. Алатырь, с июня 1943 г. в 716 лбап (ббап; нбап) в составе соединений 257 сад(осад) и 261 сад (осад; шад) 7 Воздушной Армии Карельского фронта.
В один из фронтовых вылетов, идя с бомбовой нагрузкой на малой высоте, что называется "брея" верхушки деревьев, Полина засекла в глуши леса во вражеской прифронтовой полосе довольно большой костёр с различимыми вокруг него расположившимися на бивак финнами, которые беспечно отнеслись к маскировке своего привала, вероятно просчитав, что для серьёзных бомбардировщиков одиноко горящий костёр, как цель не интересен, ну а для По-2 полёты в тылу противника в светлое время суток, что называется "смерти подобны". Напрасно так считали. Полина с бреющего "уложила" бомбу, что называется "в лузу" - в центр кострища с дремлющими вокруг него лахтарями (финнами)
- Пускай погреются, усмехнулась девушка.
В другой раз вместе со своим штурманом мл.л-том К.Ф.Гвоздь Полина применила довольно оригинальный приём для бомбометания, почти "вслепую". Вылетев на задания для поддержки нашей ударной группы по овладению ключевым пунктом, экипаж Минаевой шел в направления цели прячась в облаках, по расчётам штурмана незадолго до выхода в район действия наших десантников Полина вывела самолёт из под нижней кромки облаков, и на высоте не больше 50 метров, почти "по головам" финских войск находящихся на марше по дороге пронеслась в направления цели, одновременно ориентируюсь, примеряясь к расстояниям и дистанции до неё. Финны ошалев от такой наглости принялись палить в "пошку" из всего что у них имелось, но Полина лихо маневрируя и следуя указаниям штурмана ушла из под шквального огня, и буквально перед целью взмыла вверх и нырнула в облачность, и уже оттуда, из-за облаков, с тонким расчётом произвели сброс бомб, которые по сведениям наших бойцов, легли точнёхонько туда, куда нужно.
Об этих, и других боевых буднях экипажа Полины Минаевой не раз писалось во фронтовых газетах "Боевая вахта", "Вперёд к победе"...
Демобилизовалась в октябре 1945 г. после чего жила и работала на Дальнем Востоке по месту службы мужа. в 56-ом вернулась на малую Родину в Тульскую область. Скончалась в феврале 2003 г.
Re: Женщины-летчики в Заполярье
Антипова Анна Гавриловна. 02.02.1916 г.р. в д. Хутор Орловской губ.( ныне Курская обл.) мл. лейтенант. летчик. Ордена: Красной Звезды (1970 г.) Орден Отечественной войны 1 ст. (1985 г.) Медали: "За оборону Советского Заполярья"; "За Победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг."
С 1936 по 1938 гг. поочерёдно училась и заканчивала Липецкую и Херсонскую авиашколы пилотов, с 1939 г. лётчик-инструктор Липецкой авиашколы. С июня 41-го по август 42-го летчик-инструктор 6-ой Воронежской военной авиашколы пилотов, с августа 42-го по март 43-го летчик-инструктор Бирмской военной авиашколы. В июне 1943 г. после переподготовки в 46 зап, направлена в действующие войска в 716 лбап (ббап; нбап) Карельского фронта. В феврале 1944 г. во время выполнения боевого задания получила тяжёлое ранение. При нахождении в госпитале встал вопрос о её комиссовании, и прекращении лётной карьеры, но Аня настояла на продолжении службы, и уже в июне 44-го её направляют в 773 иап входившего поочерёдно в состав соединений - 257 осад, 1 гв.сад, 16 гв.иад 7 Воздушной Армии Карельского фронта, ВВС 14 Отдельной Армии, и Беломорского Военного Округа. Есть так же упоминания о её службе где-то в период с июня 44-го до демобилизации в 1947 г. в составе 20 гв.иап. После увольнения в запас уехала в Среднюю Азию поступила на работу в Ташкентский аэропорт, и до 1958 г. летала на По-2 и Ан-2 над песками пустыней Кара-Кум и Кызыл-Кум, вершинами и пропастями Памира и Тянь-Шаня, а после завершения лётной карьеры, уже выйдя на заслуженный отдых, до 1966 г. работала в наземной службе аэропорта Ташкент. В дальнейшем проживала в Житомире и Липецке. Ушла из жизни в августе 2004 г.
Re: Женщины-летчики в Заполярье
Ченцова Зоя Михайловна 1919 или 1921 г.р. в с. Залазна Омутненского р-на Кировской обл., гвардии красноармеец, воздушный стрелок в экипаже Бостон Mk III. в 114 Гвардейском Краснознамённом бомбардировочном авиаполку (бывший 137 ксбап). На апрель 1944 г. имела 5 боевых вылетов. Так например 12 апреля 1944 при ночной бомбардировке аэродрома Кемиярви отразила атаку истребителя, и вероятно его подбила, так, как самолёт противника вышел из боя. В следующие сутки при разведывательном полёте на Мурманском направлении ею была получена информация о противнике, которая была признана большой ценности. Представлена к награде медалью "За отвагу".
Далее, судя по информации в Сети, медаль "За освобождение Советского Заполярья" Зоя Михайловна получила уже будучи с 1.09.44 г. пилотом 679 апнб (авиаполк ночных бомбардировщиков) 7 Воздушной Армии, укомплектованного По-2 и Р-5, хотя к 1944 г. этот полк уже был переформирован и назывался 679 транспортным авиаполком (по Википедии)
P.S. Нашлись таки похоже следы Зои Михайловны. Дело в том, что на Памяти народа есть информация, что 14.11.1944 г. была уволена в запас Тагер Зоя Михайловна рождённая 2 мая 1921 г. в Омутненском р-не Кировской обл. В учётной карточке указано, что последнее место службы был 114 гв.ближнебомбардировочный авиаполк(а не 679 апнб (679 нбап; 679 трап) что, тоже загадочно, если Тагер и Ченцова одно лицо). Тагер З.М. в 1985 г. награждалась Орденом Отечественной войны IIст.. Судя по отметке в учётной карточке проживала в г. Москва. Скончалась 24.12.2002 г.
Далее, судя по информации в Сети, медаль "За освобождение Советского Заполярья" Зоя Михайловна получила уже будучи с 1.09.44 г. пилотом 679 апнб (авиаполк ночных бомбардировщиков) 7 Воздушной Армии, укомплектованного По-2 и Р-5, хотя к 1944 г. этот полк уже был переформирован и назывался 679 транспортным авиаполком (по Википедии)
Информации о награждении медалью "За Победу над Германией" нет, что в принципе довольно странно. Дальнейшая судьба Ченцовой З.М. неизвестна.использовался для транспортировки командного состава, ведения ближней разведки, снабжения как регулярных частей, так и партизан, разведывательных и диверсионных групп. При этом, несмотря на название, вплоть до окончания боевых действий на севере в 1944 году, частично использовался как бомбардировочный полк.
P.S. Нашлись таки похоже следы Зои Михайловны. Дело в том, что на Памяти народа есть информация, что 14.11.1944 г. была уволена в запас Тагер Зоя Михайловна рождённая 2 мая 1921 г. в Омутненском р-не Кировской обл. В учётной карточке указано, что последнее место службы был 114 гв.ближнебомбардировочный авиаполк(а не 679 апнб (679 нбап; 679 трап) что, тоже загадочно, если Тагер и Ченцова одно лицо). Тагер З.М. в 1985 г. награждалась Орденом Отечественной войны IIст.. Судя по отметке в учётной карточке проживала в г. Москва. Скончалась 24.12.2002 г.
Re: Женщины-летчики в Заполярье
Насколько я вижу, это карточка переучета, выпущена в 1980. Соответственно, и фамилия там не девичья.7,62mm писал(а): ↑28 апр 2023 02:08 Ченцова Зоя Михайловна 1919 или 1921 г.р. в с. Залазна Омутненского р-на Кировской обл., гвардии красноармеец, воздушный стрелок в экипаже Бостон Mk III. в 114 Гвардейском Краснознамённом бомбардировочном авиаполку (бывший 137 ксбап). На апрель 1944 г. имела 5 боевых вылетов. Так например 12 апреля 1944 при ночной бомбардировке аэродрома Кемиярви отразила атаку истребителя, и вероятно его подбила, так, как самолёт противника вышел из боя. В следующие сутки при разведывательном полёте на Мурманском направлении ею была получена информация о противнике, которая была признана большой ценности. Представлена к награде медалью "За отвагу".
Далее, судя по информации в Сети, медаль "За освобождение Советского Заполярья" Зоя Михайловна получила уже будучи с 1.09.44 г. пилотом 679 апнб (авиаполк ночных бомбардировщиков) 7 Воздушной Армии, укомплектованного По-2 и Р-5, хотя к 1944 г. этот полк уже был переформирован и назывался 679 транспортным авиаполком (по Википедии)Информации о награждении медалью "За Победу над Германией" нет, что в принципе довольно странно. Дальнейшая судьба Ченцовой З.М. неизвестна.использовался для транспортировки командного состава, ведения ближней разведки, снабжения как регулярных частей, так и партизан, разведывательных и диверсионных групп. При этом, несмотря на название, вплоть до окончания боевых действий на севере в 1944 году, частично использовался как бомбардировочный полк.
P.S. Нашлись таки похоже следы Зои Михайловны. Дело в том, что на Памяти народа есть информация, что 14.11.1944 г. была уволена в запас Тагер Зоя Михайловна рождённая 2 мая 1921 г. в Омутненском р-не Кировской обл. В учётной карточке указано, что последнее место службы был 114 гв.ближнебомбардировочный авиаполк(а не 679 апнб (679 нбап; 679 трап) что, тоже загадочно, если Тагер и Ченцова одно лицо). Тагер З.М. в 1985 г. награждалась Орденом Отечественной войны IIст.. Судя по отметке в учётной карточке проживала в г. Москва. Скончалась 24.12.2002 г.
Re: Женщины-летчики в Заполярье
Всё может быть. Конторские переучёты действительно давали порой необъяснимые поправки, ошибки, искажения. Я считаю, что Зоя Тагер и Зоя Ченцова одно и то же лицо. Когда она на самом деле сменила девичью фамилию на мужнину, можно только предполагать. Известны случаи, и их было немало, когда девчонки выходили замуж на фронте, и демобилизовывались уже с другими фамилиями. та же самая Анна Люканова (выше в постах темы) ставшая Анной Нарбут. Но, мне всё таки стало интересным, если принять за версию, что Зоя Ченцова выходила замуж и меняла фамилию ещё будучи в войсках, и после демобилизации попала в Москву ( на Родину мужа?) то, кто мог быть этот самый Тагер? Из того, что выдавал интернет наиболее интересной получилась бы история с москвичом Евгением Григорьевичем Тагером, инженером-конструктор(механик) по авиационным приборам и оборудованию самолётов, досрочно освобождённым в июле 1943 г.( з-д №81, уж не шарашка ли какая?), который мог заниматься изучением и доводкой авиационной техники, в том числе и из её работы в полевых фронтовых условиях?. Среди перечисляемых моделей самолётов, которыми занимался Тагер были Пе-2(Пе-3) и ленд-лизовские, в том числе и ....Бостон (!). Правда я не нашел полной географии работы авиаспециалиста Тагера, но предполагаю, что Карельский фронт, где эксплуатировались во множестве самолёты поставляемые нам союзниками, теоретически он мог бывать. Там же мог и встретить Зою. Но это так, лирическое отступление.
Re: Женщины-летчики в Заполярье
На могиле Амосовой Анны, в замужестве Бондаренко, на памятнике указана дата рождения 18 февраля 1919 г. Так, что 1919-ый, а не 1920-ый, как у меня в раннем посте о ней.
Re: Женщины-летчики в Заполярье
Появилась в интернете новая информация по упомянутой в ранних постах Анне Васильевне Люкановой , пилоту 235 Апатитского отдельного авиаотряда ГВФ СССР (п. Тик-губа оз. Имандра недалеко от ст. Апатиты Мурманской обл.) Уточняется дата и место её рождения, и др. Но дальнейшее ставит вопросы к достоверности тех уточнений, что приводятся.
https://historydepositarium.ru/public_s ... id=1092710
стоит наверное добавить, что 3 июня 1940 г Люканова была направлена для дальнейшей работы в 235 Апатитский отдельный авиаотряд ГВФ СССР, который базировался на гидроаэродроме в п. Тик-губа на оз Имандра, в 3-х км. от ст. Апатиты.
Вызывает очень большое сомнение, что Анна Васильевна уже в декабре 41-го покинула Заполярье и переехала в Узбекистан. Ибо перечень её лётных эпизодов и подвигов описанных в раннем посту выше в теме, с перегоном самолётов, вывозом раненных и заброской в тыл норвежских партизан-разведчиков, выходом замуж за Георгия Нарбута, просто не смог бы уместиться в полугодовой период с июня по декабрь 41-го. Возможна ошибка с годом убытия не 1941, а скажем 1943 или 1944.
По крайней мере по результатам исследования М.Орешеты Анна Люканова в 1943, будучи пилотом самолёта, с аэродрома под Мурманском забрасывала в тыл врага норвежских партизан. О чём была статья в СМИ https://tass.ru/arktika-segodnya/4365336
В общем, вот так вот.
Люканова Анна Васильевна
Родилась 5 ноября 1917 года в ст.Войбакало Мгинского района Ленинградской области.
С 1935 по 1936 – курсант Балашовской ШП ГВФ.
С 04.1936 по 09.1938 – курсант Батайской ШП ГВФ.
С 14.09.1938 – пилот Северной ОАГ ГВФ.
С 3.12.1941 по 1945 – пилот-инструктор Узбекского УГВФ.
https://historydepositarium.ru/public_s ... id=1092710
стоит наверное добавить, что 3 июня 1940 г Люканова была направлена для дальнейшей работы в 235 Апатитский отдельный авиаотряд ГВФ СССР, который базировался на гидроаэродроме в п. Тик-губа на оз Имандра, в 3-х км. от ст. Апатиты.
Вызывает очень большое сомнение, что Анна Васильевна уже в декабре 41-го покинула Заполярье и переехала в Узбекистан. Ибо перечень её лётных эпизодов и подвигов описанных в раннем посту выше в теме, с перегоном самолётов, вывозом раненных и заброской в тыл норвежских партизан-разведчиков, выходом замуж за Георгия Нарбута, просто не смог бы уместиться в полугодовой период с июня по декабрь 41-го. Возможна ошибка с годом убытия не 1941, а скажем 1943 или 1944.
По крайней мере по результатам исследования М.Орешеты Анна Люканова в 1943, будучи пилотом самолёта, с аэродрома под Мурманском забрасывала в тыл врага норвежских партизан. О чём была статья в СМИ https://tass.ru/arktika-segodnya/4365336
В общем, вот так вот.
Последний раз редактировалось 7,62mm 19 фев 2025 12:56, всего редактировалось 3 раза.
Re: Женщины-летчики в Заполярье
Есть уточнения по Антиповой Анне.
Изюминкой в авиабиографии Анны Гавриловны можно предположить её службу в послевоенное время в 222 осаэ (отдельная смешанная авиаэскадрилья). Подобные авиачасти создавались под государственные проекты особой важности. Если предположить, что географически рядом числятся 1946 год, Узбекистан и геологоуправление, то это с большой долей вероятности обслуживание объектов атомной промышленности, возможно урановые разработки.
Пишут что 716 нбап и 773 иап это Северо-Западный фронт. Но по фото и документам это всё таки Карельский фронт. Хотя, особенно в самом начале боевого применения, авиаполки возможно и действовали где-то прямо на стыке фронтов. Однако в дальнейшем передислоцировались всё севернее и севернее, и уже точно действовали в интересах Карельского фронта и 7 Воздушной Армии до самой Победы в мае 45-го. 773 иап так точно ещё в феврале 45-го дислоцировался в Норвегии, и вёл боевую работу, хотя вроде бы активная часть опреации по освобождению Советского Заполярья была завершена.Антипова Анна Гавриловна
02.02.1916 г. - 01.08.2004 г.
д.Хутор Новосильского района Орловской области
С 11.1938 — курсант Херсонской школы пилотов ОАХ.
С 12.1939 — летчик-инструктор аэроклуб Липецк.
С 25.05.1941 — летчик-инструктор 6 Военной авиационной школы пилотов Приволжского округа.
С 1.11.1942 — летчик-инструктор Бирмской Военной авиационной школы пилотов.
С 10.104.1943 — летчик, 46 Запасной авиаполк.
С 07.1943 — летчик, 716 НБ авиаполк, Северо-Западный фронт.
С 06.1944 — старший летчик, 773 истребительный авиационный полк Северо-Западный фронт.
С 09.1945 — летчик 20 гвардейский истребительный авиационный полк.
С 12.1945 — командир звена управления 16 гвардейская истребительная авиационная дивизия.
С 07.1946 — летчик 222 ОСАЭ.
С 5.07.1947 — пилот По-2 Аэроэкспедиции Геологоуправления Узбекской ССР.
С 17.04.1956 по 7.04.1958 — командир Ан-2 в Узбекском Управлении гражданского воздушного флота.
Гвардии младший лейтенант.
Награждена медалями «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Изюминкой в авиабиографии Анны Гавриловны можно предположить её службу в послевоенное время в 222 осаэ (отдельная смешанная авиаэскадрилья). Подобные авиачасти создавались под государственные проекты особой важности. Если предположить, что географически рядом числятся 1946 год, Узбекистан и геологоуправление, то это с большой долей вероятности обслуживание объектов атомной промышленности, возможно урановые разработки.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей