Ответы на замечания по книге "1942. Воздушная война в Заполярье"
Модератор: Модераторы форумов
-
- Сообщения: 110
- Зарегистрирован: 19 сен 2016 22:27
Re: Ответы на замечания по книге "1942. Воздушная война в Заполярье"
Все эти сведения о гибели экипажа старший лейтенант Ячменёва содержатся в деле ф. ВВС 14А оп6268 д25 (Аварийный материал) : производилось расследование, где сказано, что ст л-т Ячменёв имел пулевое ранение в правую руку ниже локтя, ст л-т Рудзевич имел пулевое ранение в правую ногу. Самолет имел 7 пробоин в фюзеляже и 3 пробоины в бензобаках. Рыбак примерно в 20:30 наблюдал атаки 2 с-тов пр-ка и стрельбу сзади.
Re: Ответы на замечания по книге "1942. Воздушная война в Заполярье"
"Финикийцы" там вообще не летали, насколько я знаю. Судя по написанному Александром, был какой-то свидетель рыбак. ХЗ, насколько ему можно доверять.
Но, есть второй вариант: заявка на следующий день над Пумманками на У-2 в результате каких-то сложных комбинаций получена из реальной атаки на Р-5 намного южнее днем раньше. Из похожего там только штаффель (4-й) который один и действовал в то время на юге.
Но, есть второй вариант: заявка на следующий день над Пумманками на У-2 в результате каких-то сложных комбинаций получена из реальной атаки на Р-5 намного южнее днем раньше. Из похожего там только штаффель (4-й) который один и действовал в то время на юге.
- sk16rus
- Site Admin
- Сообщения: 2350
- Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
- Откуда: Казань
- Контактная информация:
Re: Ответы на замечания по книге "1942. Воздушная война в Заполярье"
Я тоже сначала подумал про связку У-2/Р-5.
Но уж больно далеко...
-
- Сообщения: 110
- Зарегистрирован: 19 сен 2016 22:27
Re: Ответы на замечания по книге "1942. Воздушная война в Заполярье"
У меня тоже были сомнения насчет того, что ночью Р-5 могли сбить истребители, так как на кандалакшском направлении ни у немцев, ни у нас не было истребителей-ночников. В оперсводке ВВС 14 армии за 17.2.42 насчет этой потери сказано, что самолёт Р-5, экипаж ст л-т Ячменёв и ст л-т Рудзевич не вернулись с разведки и ведутся поиски. В списках потерь личного состава лётчики записаны погибшими 17.2.42, но причина не указывается.
Единственный документ с подробностями ф. ВВС 14А оп6268 д25 (Аварийный материал), вот дословная выписка : "Старший лейтенант Ячменёв и старший лейтенант Рудзевич (штурман) после возвращения с задания 16.2.42 был обстрелян двумя истребителями противника в районе озера Сенное. Самолет разбит, экипаж погиб. При расследовании установлено, что ст л-т Ячменёв имел одно пулевое ранение в правую руку ниже локтя и ст л-т Рудзевич имел одно пулевое ранение в правую ногу. Самолет имел 7 пробоин в фюзеляже и 3 пробоины в бензобаках. Из слов рыбака, который находился в 1-2 км примерно в 20 ч 30 м от места, где упал самолет, известно, что два самолета противника все время атаковали и вели пулеметную стрельбу, заходили ему сзади и когда самолет сел, эти самолеты стали бросать бомбы. Самолет найден погранвойсками и сообщено 19.2.42 на командный пункт. Командир 668 АП капитан Архипенко". Здесь описание словно был дневной воздушный бой, но время 20:30 - это ночь. Может какой-то Ю-88 атаковал биплана сзади, а потом сбрасывал бомбы - это может быть только догадкой. С немецкой стороны об этом случае никаких данных нет.
Единственный документ с подробностями ф. ВВС 14А оп6268 д25 (Аварийный материал), вот дословная выписка : "Старший лейтенант Ячменёв и старший лейтенант Рудзевич (штурман) после возвращения с задания 16.2.42 был обстрелян двумя истребителями противника в районе озера Сенное. Самолет разбит, экипаж погиб. При расследовании установлено, что ст л-т Ячменёв имел одно пулевое ранение в правую руку ниже локтя и ст л-т Рудзевич имел одно пулевое ранение в правую ногу. Самолет имел 7 пробоин в фюзеляже и 3 пробоины в бензобаках. Из слов рыбака, который находился в 1-2 км примерно в 20 ч 30 м от места, где упал самолет, известно, что два самолета противника все время атаковали и вели пулеметную стрельбу, заходили ему сзади и когда самолет сел, эти самолеты стали бросать бомбы. Самолет найден погранвойсками и сообщено 19.2.42 на командный пункт. Командир 668 АП капитан Архипенко". Здесь описание словно был дневной воздушный бой, но время 20:30 - это ночь. Может какой-то Ю-88 атаковал биплана сзади, а потом сбрасывал бомбы - это может быть только догадкой. С немецкой стороны об этом случае никаких данных нет.
Re: Ответы на замечания по книге "1942. Воздушная война в Заполярье"
То есть публикуемое на некоторых сайтах осторожное предположение, что это "дело рук" Uffz. Erwin Zeuschel 4./II./JG 5 вызывает сомнение?
https://eismeerjager.livejournal.com/3729.html
http://forum.12oclockhigh.net/showthread.php?p=232777
https://eismeerjager.livejournal.com/3729.html
http://forum.12oclockhigh.net/showthread.php?p=232777
Re: Ответы на замечания по книге "1942. Воздушная война в Заполярье"
Конечно. Я ведь написал об этом выше. В документах вообще никаких У-2/Р-5 не зафиксировано ни 16-го, ни 17-го числа. У-2, в другой день, в другом месте - это уж как-то слишком много натяжек. Плюс Момбеек, кстати, во 2 томе, где рассказывается про боевые действия, ничего про автора сбитого Р-5 не пишет. Цойшель появился только в 4 томе в таблице с победами. Так что Владимир в своем блоге поторопился с выводами, плюс он видимо не знал времени. Что касается Брайана, у него солидный справочник по победам, но он не всегда критически их рассматривает. Еще один факт, выступающий против привязки победы Цойшеля - она ему записана на 17.00, тогда как Р-5 взлетел только в 18.30, а потерян был на обратном пути, еще позже.
Может быть ключ к разгадке прячется где-то в немецких сухопутных документах. Однако в АОК Лаппланд есть только упоминание, что в 20.00 с лишком русские самолеты впервые за долгое время бомбили 36-й АК. Корпусных доков у меня нет. Я так подозреваю, что виноваты были зенитки или просто ружейный огонь с земли.
Может быть ключ к разгадке прячется где-то в немецких сухопутных документах. Однако в АОК Лаппланд есть только упоминание, что в 20.00 с лишком русские самолеты впервые за долгое время бомбили 36-й АК. Корпусных доков у меня нет. Я так подозреваю, что виноваты были зенитки или просто ружейный огонь с земли.
Re: Ответы на замечания по книге "1942. Воздушная война в Заполярье"
В оцифрованных документах российско-германского проекта в одной из папок разведсводок JG5 за 18.02.42. есть вот это
Дословно я понимаю это так: " Запоздавшее донесение за 16 февраля 1942 г.: ....б) в 19 час.39 мин. по позициям 36 армейского корпуса одиночным вражеским самолётом нанесён удар не нанёсший повреждений. ПВО огонь не открывала,так, как самолёт находился вне зоны досягаемости..
Сдаётся мне, что это возможно про Р-5 Ячменёва, а на обратном пути в 20.30 их под Сенным и догнали. Нет?
https://wwii.germandocsinrussia.org/ru/ ... ect/zoom/4
Nachmeldung zum 16.2.42
b) 19.39 Uhr an Front XXXVI AK Einflug eines Feindflugzeuges und Baw ohne Schaden, keine Flakabwehr, da ausser Wirkungabereich.
Дословно я понимаю это так: " Запоздавшее донесение за 16 февраля 1942 г.: ....б) в 19 час.39 мин. по позициям 36 армейского корпуса одиночным вражеским самолётом нанесён удар не нанёсший повреждений. ПВО огонь не открывала,так, как самолёт находился вне зоны досягаемости..
Сдаётся мне, что это возможно про Р-5 Ячменёва, а на обратном пути в 20.30 их под Сенным и догнали. Нет?
Последний раз редактировалось 7,62mm 15 мар 2021 18:47, всего редактировалось 1 раз.
Re: Ответы на замечания по книге "1942. Воздушная война в Заполярье"
Так нет ничего про догнали. В другие дни перечислены вылеты наперехват в районе Алакуртти и Понтсаленйоки, а тут 0. Причем, 20.30 - это глубокой ночью ведь было. Летчики на одномоторных мессерах, молодые унтера... что-то я сомневаюсь, что они могли вообще летать ночью, а не то что перехватить одинокую этажерку. Они днем два раза из трех не могли наших найти.
-
- Сообщения: 110
- Зарегистрирован: 19 сен 2016 22:27
Re: Ответы на замечания по книге "1942. Воздушная война в Заполярье"
К сожалению, никаких других данных по вылетам Р-5 16-17.2.42 я не нашел. Пытался в ЦАМО какие-нибудь документы 668 НБАП найти - безуспешно. Поэтому что имеется - то и представил. Победу Цойшелю мешает утвердить дата потери Р-5 16.2.42.
- Витя Комаровский
- Сообщения: 5
- Зарегистрирован: 20 мар 2021 08:21
- Контактная информация:
Re: Ответы на замечания по книге "1942. Воздушная война в Заполярье"
Александр, у меня вопрос - по тексту часто попадаются упоминания о подбитых наших самолетах: "Сел на вынужденную, самолет подлежал ремонту"- значит ли это, что в каждом подобном случае ремонт фактически проводился или возможны варианты (списание на запчасти, из-за невозможности эвакуации или по причине нецелесобразности ремонта и т.д.)
-
- Сообщения: 110
- Зарегистрирован: 19 сен 2016 22:27
Re: Ответы на замечания по книге "1942. Воздушная война в Заполярье"
Вопрос абсолютно логичный. В тех случаях, когда удаётся проследить судьбу повреждённого самолёта, то я пишу это в тексте. Так удаётся проследить многие повреждённые самолёты ВВС 14-й армии, так как сохранились два очень хороших дела ЦАМО, ф.363‚ оп.6268‚ д.42. "Сводки о состоянии материальной части в частях ВВС 14-й армии 07.03.1942-11.07.1942" и ЦАМО, ф.363‚ оп.6268‚ д.76. "Ежедневные донесения о состоянии материальной части 258 САД 12.07.1942-28.08.1942", где прослеживаются номера практически всех самолётов ВВС 14 армии: когда был поврежден самолет, когда вышел из ремонта или списан. С этими самолётами проблем нет. Но вот таких же дел по ВВС Северного флота нет, поэтому приходится довольствоваться формулировками из оперативных сводок и журналов учета потерь "самолет поврежден" , "подлежит ремонту", но нет возможности проследить дальнейшую судьбу самолёта, однако, можно быть уверенным, что в большинстве случаев их отремонтировали, так как наши самолёты старались эвакуировать и отремонтировать, даже сильно повреждённые. Примерно то же положение и в немецкой авиации, где в отчётностях генерал-квартирмейстерства люфтваффе записаны повреждённые в различной степени самолёты, часто с пометкой Er, что означает, очевидно, в ремонт, но дальше нет возможности выяснить отремонтирован был самолёт или списан. Из-за того, что нет возможности проверить судьбу каждого поврежденного самолёта нашего и противника, то статистика уничтоженных и повреждённых, но отремонтированных самолётов не может быть точной.
Re: Ответы на замечания по книге "1942. Воздушная война в Заполярье"
Er значит, что нужна замена. Вроде как в Заполярье все были Er, потому что не было ремонтной базы толковой. Возможно, что все >10% либо увозили куда-то чинить, либо просто бросали.
- Витя Комаровский
- Сообщения: 5
- Зарегистрирован: 20 мар 2021 08:21
- Контактная информация:
Re: Ответы на замечания по книге "1942. Воздушная война в Заполярье"
Спасибо. Данный вопрос возник потому, что обычно в других работах по данному ТВД (Рыбин, Зефиров, ранние работы Борисенко (хотя. я так понимаю, при написание этой работы определенно спорные моменты Вы с Игорем проясняли)) часто подобные эпизоды трактуются как наши безвозвратные потери либо же указывается о разбитие самолета на вынужденной. Поэтому и хотелось узнать обоснование Вашей трактовки.
Также возник вопрос по некоторым подобным эпизодам с немецкой стороны - например 29 апреля Вами указан Bf.110С (повреждения 50%) как безвозвратно потерянный с формулировкой "Признан негодным для использования на фронте". Это официальная формулировка? Если да, насколько часто она использовалась при оценке поврежденного самолета. И не мог ли данный самолет все же быть восстановлен для использования, например, в учебных целях (просто при знакомстве с исследованиями других авторов мне попадалась такая же формулировка - вот и решил узнать мотив ее происхождения и как трактовать дальнейшую судьбу ЛА - однозначно ли в утиль или возможны варианты)?
Похожий вопрос возник по 9 мая - там Вами отнесен к безвозврату ХШ-126 с 40% повреждениями на основании, как я понял, только того, что данный тип в 1942 г. постепенно изъяли с вооружения частей на данном ТВД. Насколько правомочна такая интерпретация? Извините за подобную дотошность - я вовсе не из желания придраться к Вашей действительно замечательной работе. Просто хочется понять Ваше обоснование и возможность применения данной логики в похожих случаях - скажем, если наш устаревший тип самолета - СБ, И-16, И-153 в 1942 г. или Харрикейн в 1943 г. получил серьезное повреждение - следует ли учитывать его тоже как безвозрат основываясь на похожих аргументах?
Ну и пользуясь случаям хотел бы поблагодарить Вас за данную (хотя я ее еще не закончил штудировать) и предыдущую (за 1941г.) работы - такого тщательного, подробного и в тоже время интересного исследования по действиям авиации на определенном участке фронта - мне кажется у нас еще не проводилось. Немного не хватает сводных таблиц по потерям за первую половину 1942 (примерно как в работе за 1941) , но и так получился шикарный материал. Скоро ли ждать продолжения по 1942 и есть ли у Вас в планах работы по 1943 и 1944?
Также возник вопрос по некоторым подобным эпизодам с немецкой стороны - например 29 апреля Вами указан Bf.110С (повреждения 50%) как безвозвратно потерянный с формулировкой "Признан негодным для использования на фронте". Это официальная формулировка? Если да, насколько часто она использовалась при оценке поврежденного самолета. И не мог ли данный самолет все же быть восстановлен для использования, например, в учебных целях (просто при знакомстве с исследованиями других авторов мне попадалась такая же формулировка - вот и решил узнать мотив ее происхождения и как трактовать дальнейшую судьбу ЛА - однозначно ли в утиль или возможны варианты)?
Похожий вопрос возник по 9 мая - там Вами отнесен к безвозврату ХШ-126 с 40% повреждениями на основании, как я понял, только того, что данный тип в 1942 г. постепенно изъяли с вооружения частей на данном ТВД. Насколько правомочна такая интерпретация? Извините за подобную дотошность - я вовсе не из желания придраться к Вашей действительно замечательной работе. Просто хочется понять Ваше обоснование и возможность применения данной логики в похожих случаях - скажем, если наш устаревший тип самолета - СБ, И-16, И-153 в 1942 г. или Харрикейн в 1943 г. получил серьезное повреждение - следует ли учитывать его тоже как безвозрат основываясь на похожих аргументах?
Ну и пользуясь случаям хотел бы поблагодарить Вас за данную (хотя я ее еще не закончил штудировать) и предыдущую (за 1941г.) работы - такого тщательного, подробного и в тоже время интересного исследования по действиям авиации на определенном участке фронта - мне кажется у нас еще не проводилось. Немного не хватает сводных таблиц по потерям за первую половину 1942 (примерно как в работе за 1941) , но и так получился шикарный материал. Скоро ли ждать продолжения по 1942 и есть ли у Вас в планах работы по 1943 и 1944?
Re: Ответы на замечания по книге "1941: воздушная война в Запол"
Стр.31 Пилот сбитого Орловым Хеншеля - лт Рудольф Краусс. Возможно, опечатка.
Последний раз редактировалось ValAngler 23 мар 2021 21:39, всего редактировалось 1 раз.
- sk16rus
- Site Admin
- Сообщения: 2350
- Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
- Откуда: Казань
- Контактная информация:
Re: Ответы на замечания по книге "1942. Воздушная война в Заполярье"
Валерий, Вы сделали пост не в той теме 
Просто я на днях поднял старый топик по книге "1941..."
Перенёс.

Просто я на днях поднял старый топик по книге "1941..."

Перенёс.
Re: Ответы на замечания по книге "1942. Воздушная война в Заполярье"
Их, похоже, наши выбили постепенно, все пять боеготовых.Витя Комаровский писал(а): ↑21 мар 2021 06:34 Похожий вопрос возник по 9 мая - там Вами отнесен к безвозврату ХШ-126 с 40% повреждениями на основании, как я понял, только того, что данный тип в 1942 г. постепенно изъяли с вооружения частей на данном ТВД.
-
- Сообщения: 110
- Зарегистрирован: 19 сен 2016 22:27
Re: Ответы на замечания по книге "1942. Воздушная война в Заполярье"
Спасибо за хороший отзыв о книгах. Столь подробную хронику удалось составить только благодаря хорошо сохранившимся документам нашим и противника, всё остальное - дело техники и желания. Самое важное, что есть читатели, кому такая хроника интересна и нужна. Теперь поподробнее про то, как я учитываю повреждённые самолёты ВВС СФ. К примеру, 4.1.1942 2 Харрикейна не вернулись после воздушного боя, один из них совершил вынужденную посадку. Используя документ ОЦВМА ф.20 д.38129 "Сведения об отходе материальной части помесячно" (с 22.06.41-2.07.42) (дело заведено 11.2.42), определяем, что потерян был только 1 Харрикейн, сбитый в воздушном бою. Значит, второй подбитый Харрикейн был вывезен и отремонтирован.
Следующий пример 28.4.42 г: в оперсводке ВВС СФ записаны 4 сбитых Харрикейна, 2 поврежденных Харрикейна, севших на вынужденные посадки вне аэродрома и подлежащих ремонту, а также 1 поврежденный Харрикейн лейтенанта Хрусталь, который произвёл посадку на аэродроме. Проверяем в деле "Сведения об отходе материальной части помесячно": 4 сбитых ИА Харрикейна и 3 повреждённых, эти сведения занесены значительно позже. Из-за того, что 2 поврежденных Харрикейна сели на вынужденные посадки вне аэродрома, то в тексте и в списке потерь записываю "повреждён, подлежит ремонту", при этом нет полной уверенности, что оба Харрикейна были отремонтированы из-за того, что нет дальнейших сведений по их эвакуации и ремонту. То же касается и повреждённых немецких самолётов, так как нет дальнейших сведений по их ремонту . Из-за того, что один Харрикейн лейтенанта Хрусталь отмечен повреждённым, но севшим на аэродроме, а в оперсводке записано "произвёл посадку на свой аэродром", а значит, посадка была нормальная, то его в список потерь не заношу и только в тексте пишу, что получил пробоины. Так приходится разбираться с каждым нашим повреждённым самолётом по нескольким источникам.
Есть пример 2.6.42, когда Харрикейн Z5252 л-та Маркова сел на вынужденные посадку вне аэродрома на лёд озера, в оперсводке ВВС СФ и "Сведениях об отходе материальной части помесячно» числится как повреждённый и подлежащий ремонту, но в конечном итоге самолёт утонул и был поднят из озера уже в наше время, то есть фактически был потерян ВВС Северного флота. Поэтому его я заношу в сбитые в воздушном бою.
-
- Сообщения: 110
- Зарегистрирован: 19 сен 2016 22:27
Re: Ответы на замечания по книге "1942. Воздушная война в Заполярье"
Насчёт сведений о повреждённых двух Bf-110 29.4.42 и Хс-126 9.5.42 подробно расписано в тексте книги и выводы об их списании сделаны косвенно, так как прямых сведений о списании немецких самолётов не имеется.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 8 гостей