ВВС Заполярья в Зимней войне с Финляндией
Добавлено: 25 авг 2013 08:33
Собственно случайно (благодаря Алексею75) выплыл этот вопрос и я подумал, а почему бы и не рассмотреть (очень кратко) его здесь.
Форум сайта sk16.ru
http://sk16.ru:80/forum/
К слову сказать, F19 была укомплектована не только шведскими пилотами, но и шведскими самолётами, переданными из ВВС Швеции в распоряжение ВВС Финляндии (после советско-финской войны, те что уцелели были возвращены Швеции обратно): 12 истребителей J8 (шведский вариант британского Gloster GLADIATOR Mk.I); 4 лёгких дневных бомбардировщика B4 (шведский вариант британского Hawker HART I с двигателем Bristol PEGASUS I.M2), причём 3 из них были потеряны в первом же боевом вылете 12 января 1940 г. – 2 в результате обоюдного столкновения в воздухе, и ещё 1 на обратном пути был перехвачен тремя И-15бис из 145-го ИАП, подбит и совершил вынужденную посадку на советской территории… Чуть позднее F19 пополнилась ещё одним B4, вследствие чего оставшихся шведских «Хартов» стало 2…Swing писал(а):... были привлечены истребители полка F-19, укомплектованного шведскими пилотами-добровольцами.
…
Четверка «Хартов» в сопровождении четырех «Гладиаторов» отправилась бомбить части 122-й стрелковой дивизии в районе Салмивара и ледовый аэродром Мяркяярви. Согласно рапортам шведов на земле было уничтожено три И-15бис, еще один был сбит прапорщиком Я. Якоби в воздушном бою с двумя взлетевшими с аэродрома истребителями. Однако над аэродромом столкнулись два «Харта», еще один был сбит. Из четырех членов экипажей столкнувшихся «Хартов» один погиб, одному летчику удалось на лыжах уйти к своим, двое, включая командира звена лейтенанта Стернера, попали в плен, и были возвращены в Финляндию после окончания военных действий. На самом деле в Мяркяярви находилась пара связных У-2 и один поломанный И-15 бис, причем ни один из этих самолетов не был поврежден. Шведскими бомбами было убито 2 красноармейца 25-го отдельного инженерного батальона и 6-й авиабазы и один авиатехник 1-й эскадрильи 38-го иап, командир отделения 25-го отдельного инженерного батальона и моторист 1-й эскадрильи 20-го иап были ранены.Wehrmacht писал(а): 3 из них были потеряны в первом же боевом вылете 12 января 1940 г.
У Жирохова М.А. (в соавторстве с Морозовым М.Э.) в их статье «Добровольцы для "Страны Суоми"» очень интересно описан переход сержанта Матти Сундстена (Sgt. Matti SUNDSTEN) – летнаба из экипажа шведского «Харта» ("X") фенриха Арне Юнга (Fk. Arne JUNG): пройдя около 90 км на лыжах, проведя почти 4 дня на морозе, достигавшем 40°C, отморозив руки, но после лечения всё же вернувшись в строй 21 января 1940 г. – это по-любому заслуживает уважения… Причём он до последнего боролся за свой самолёт и всё же сумел совершить аварийную посадку после того, как пилот Арне Юнг его покинул, выпрыгнув с парашютом…Swing писал(а):... Из четырех членов экипажей столкнувшихся «Хартов» один погиб, одному летчику удалось на лыжах уйти к своим...
Кстати, справедливости ради стОит отметить, что данное пополнение F19 получила лишь ближе к середине февраля 1940 г…Wehrmacht писал(а):... Чуть позднее F19 пополнилась ещё одним B4...
Плюс... 1 Tp8A (шведский вариант американского Waco ZQC-6) и 1 Sk10 (шведский вариант немецкого Raab-Katzenstein RK.26 "Tigerschwalbe")...
Это, вообще-то, Грегер Фалк описал в своей "Хронике F 19"Wehrmacht писал(а): У Жирохова М.А. (в соавторстве с Морозовым М.Э.) в их статье «Добровольцы для "Страны Суоми"» очень интересно описан переход сержанта Матти Сундстена…
Ну, откровенно говоря, «интернациональная» помощь была более чем скромная: 6 сбитых советских самолётов – 1 ТБ-3, 4 СБ и 1 И-15бис; против 6 потерянных собственных самолётов – 3 уже упоминавшихся B4 и 3 J8 (правда один из крайне упомянутых – это не боевая потеря, а крушение в результате аварии; и ещё один был не совсем потерян, а всё же дотянул до финского аэродрома, но всё равно потом был списан из-за сильных повреждений)… C учётом 3 погибших и 2 попавших в плен лётчиков из F19 – говорить о помощи шведов в защите финской Лапландии, как о какой-то существенной, конечно не приходится…Swing писал(а):... Шведские добровольцы убыли домой 29 марта, а за три дня до этого в Кеми прибыл сам Маннергейм, чтобы поблагодарить летчиков за интернациональную помощь.
Но тем не менее, финны ведь при этом потерь не понесли? Только шведы...Wehrmacht писал(а):Ну, откровенно говоря, «интернациональная» помощь была более чем скромная:
Ну, это смотря с какой стороны посмотреть… Вряд ли горстка шведских «Гладиаторов» смогла как-то существенно помешать волнам советских бомбардировщиков, а соответственно и гибели финнов (пусть в большинстве своём и гражданских) от их бомб… Взять хотя бы один из моментов:sk16rus писал(а):Но тем не менее, финны ведь при этом потерь не понесли? Только шведы...
Кстати, эта была не первая воздушная победа шведов из F19 – первой была 17 января 1940 г.: И-15бис лт.Бондаренко из 145-го ИАП, который из-за сильных повреждений совершил аварийную посадку на территории, занятой советскими войсками – в 14 км западнее озера Куолаярви, и был списан (самолёт) вследствие невозможности транспортировки или ремонта из-за его труднодоступности…Swing писал(а):…
1 февраля... В 11.00 две волны бомбардировщиков, включавшие 8 самолетов ДБ-3 и 26 самолетов СБ из состава 5-го авиаполка сбросили на город 270 бомб общим весом 23 тонны. Атаку возглавил командир полка майор Н. Г. Серебряков, и в ее результате было разрушено несколько зданий, один человек погиб и двое получили ранения. В отражении атаки с воздуха впервые приняло участие звено из трех шведских «Гладиаторов». Истребители смогли перехватить машины второй волны (8 СБ) только после выполнения ими бомбометания. Двадцатидвухлетнему вянрику П.-Й. Салвену удалось сбить один СБ, упавший в 78 км к северу от Рованиеми; его экипаж (пилот Б. М. Бабкин, штурман А. У. Мельник и стрелок Б. И. Баторин) погиб. В фюзеляже сбитого самолета насчитали около двухсот пулевых отверстий, и этот успех стал первой воздушной победой шведских летчиков-добровольцев...
Жирохов и Морозов отвергают версию шведских исследователей о якобы сбитии лётчиками из F19 советского бомбардировщика ДБ-3 ст.лт.Исачева А. (в некоторых источниках он обозначен как лт.Исашев А.Н.), т.к. судя по финским протоколам допроса пленного штурмана лт.Запрягаева Ф. (в тех же источниках он обозначен как Запрягалов) – экипаж сбился с курса, и в действительности бомбил не Рованиеми, а приграничный с Финляндией шведский город Паяла (Pajala), который находится от Рованиеми примерно в 130 км (кстати, не он один – с ним допустили эту ошибку ещё не менее 6 ДБ-3, собственно здесь в крайнем абзаце этот эпизод описан)…Swing писал(а):... 21 февраля... Два шведских добровольца – вянрики К.-О. Стенингер (21 год) и А. Фрюкхолм (22 года) – приняли бой, в ходе которого им удалось сбить два самолета. ДБ-3, не имевший серьезных повреждений, совершил вынужденную посадку в 18 км северо-западнее Вуотсо, пилот ст. лейтенант А. Исачев и штурман Ф. Запрягаев были взяты в плен, стрелок старшина В. Волков был убит при задержании...
Если быть предельно точным, то в "Истории полка F 19" записано, что Стенингер сбил один самолет и повредил другой, по наблюдениям - пробил бензобак (наблюдался шлейф вытекающего горючего). Подтвердил повреждение командир второго звена фенрик Е. Техлер. Позднее из радиоперехвата (сообщение из Африканды) удалось узнать, что один ДБ-3 не вернулся на аэродром. Этот самолет и приписали Стенингеру.Wehrmacht писал(а): Жирохов и Морозов отвергают версию шведских исследователей о якобы сбитии лётчиками из F19 советского бомбардировщика ДБ-3 ст.лт.Исачева А. …
Странно, что сообщение вообще пришло из Африканды…Swing писал(а):... Позднее из радиоперехвата (сообщение из Африканды) удалось узнать, что один ДБ-3 не вернулся на аэродром...