ВВС Заполярья в Зимней войне с Финляндией

Модератор: Модераторы форумов

Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 291
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: ВВС Заполярья в Зимней войне с Финляндией

Сообщение Тунгус »

Wehrmacht писал(а): 11 мар 2015 14:30 Если представить на карте вероятный маршрут данного ДБ-3 из 5-го ОСБАП – с начала полёта (взлетали они с Луостари) до бомбометания и последующей вынужденной посадки, то становится очевидным, что в тот день вероятность их встречи со шведскими истребителями действительно близка к нулю…
Самолёты ДБ-3 никогда не базировались в Луостари. Они летали с ледового аэродрома на Туломе возле Мурмашей.
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 291
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: ВВС Заполярья в Зимней войне с Финляндией

Сообщение Тунгус »

Подбросили мне на днях небольшую задачку. Решить ее не составило особого труда – неизвестных в ней оказалось мало. Но было интересно, так как к этой теме у меня сильный интерес. Позвонил мне один дядечка, Игорь Васильевич Зинченко, из г. Ковдор Мурманской области и рассказал про одно место падения самолета времен войны.
WhatsApp Image 2021-03-30 at 11.01.22.jpeg
WhatsApp Image 2021-03-30 at 11.01.22 (1).jpeg
WhatsApp Image 2021-03-30 at 11.01.21.jpeg
1.jpeg
Сказал, что это ДБ-3ф. Но у меня тут же возникли сомнения, что это так, а была почти полная уверенность, что это один из самолетов ДБ-3 из состава 5 САП ВВС 14 Армии времен Советско-Финляндской войны 1939-40 г.г., потерянных в первый день боевых действий.
Он так же рассказал, что самолет был вывезен еще в конце 80-х, якобы в Москву на реставрацию. И еще, на обшивке была надпись карандашом с именами экипажа. Он ее сам видел и даже вырубил ее, но пока найти ее не может. А цель его звонка – хотел узнать, может я помогу разобраться что это за самолет. Казалось бы, если найти фрагмент с надписью, то все станет понятно, но в дальнейшем оказалось, что не все так просто с ней. Но об этом чуть позже.
По началу неизвестных было много, но в последующем телефонном разговоре выясняется, что сохранился мотор!
WhatsApp Image 2021-03-28 at 21.27.08.jpeg
«Имя, сестра, имя!!!» - прошу поискать номер. И вот долгожданные циферки – 87174.
WhatsApp Image 2021-03-29 at 15.30.01.jpeg
WhatsApp Image 2021-03-29 at 15.30.01 (1).jpeg
WhatsApp Image 2021-03-29 at 15.30.00.jpeg
Так как не у домашнего компа, пробить по свой базе пока не могу. Очередной звонок из Ковдора радует новостями. Хотя обшивку с фамилиями найти не удалось, но есть статья в местной газете еще советских времен, где есть текст, той загадочной надписи: ««В этом самолете летим в 109 боевой вылет, Гребенников Н.Ф., Нечаев Н.Ф, Песков В.П. Смерть белофинам!» Номер боевого самолета 392111.» Фамилии мне ни о чем не говорят. Но это точно не ВВС 14 А – наизусть всех конечно не помню, но точно знаю, что потерь с такими именами не было. Но номер самолета, пусть даже и в газете это уже что-то.
WhatsApp Image 2021-03-30 at 11.01.23.jpeg
Добираюсь до своей базы: Самолет ДБ-3 №392111 1ДБЭ 5 Группы ДБ. Моторы М 87А №№87174, 87346 Не вернулся с задания из-за плохих метеоусловий 30.11.1939 года. Экипаж: Якушев, Крылов, Фролов. 100% попадание – предчувствие меня не обмануло. Только остался вопрос, что за имена были написаны карандашом? И как-то напрягло количество боевых вылетов в том районе.
Для полноты картины - что произошло 30 ноября 1939 года.
Согласно директиве, полученной еще до начала боевых действий, на группу ДБ-3, в случае начала войны, была возложена задача нанести бомбовый удар по Кемиярви и Соданкюля, где могла базироваться авиация противника. Вылет был назначен группе ДБ-3, под командованием капитана Тихонова. Несмотря на неблагоприятные метеоусловия над аэродромом, командующий Мурманской авиабригады комбриг Красовский дает разрешение на вылет с указанием, что в случае встречи с плохой погоды возвращаться обратно. На старте самолет ст. лейтенанта Бурых терпит аварию – самолет полностью разбит, экипаж не пострадал. Взлетевшие самолеты собрались в две группы и легли на курс. Погода, которую, в первое время еще было можно назвать благоприятной начала портиться. Командир группы принимает решение о возвращении. Вместе со своим ведомым они ложатся на обратный курс, за ними следует звено ст. лейтенанта Чупанова. Самолет л-та Чередниченко при посадке, выкатившись за границу аэродрома разбивает хвостовую часть самолета. Экипаж невредим, самолет подлежит ремонту.
Вторая пятерка, возглавляемая комиссаром эскадрильи ст. политруком Орловым, продолжает полет. В районе оз. Пиренга самолеты попадают в пургу. Миновав полосу непогоды недосчитались самолетов ст. лейтенантов Семенова и Куликова. Оставшиеся три ДБ-3 отбомбившись по ж/д станции Кемиярви, на обратном пути опять попадают в полосу непогоды в районе того же оз. Пиренга. Из оставшихся самолетов, вернулся только один – капитан Берсон, пробившись через облачность в районе Апатит, благополучно произвел посадку на своем аэродроме. Поиски пропавших самолетов продолжались еще несколько дней. 1 декабря в р-не оз. Пиренга был найден самолет ст. лейтенанта Семенова, который вертикально вошел в землю. Сам Семенов пытался спастись на парашюте, его тело было найдено рядом с самолетом. Штурман Маршалкин и стрелок-радист Крылов погибли в самолете.
6 декабря нашелся стрелок-радист Лукьянчук из экипажа Орлова. При наборе высоты, не дотянув всего 4-5 метров, самолет врезался в вершину сопки 1115 хребта Чунатундра. Комиссар Орлов и его штурман Романенко погибли. Судьба других экипажей была неизвестна.
Теперь точно известно место, где упал еще один самолет. По рассказу Игоря Васильевича Зинченко можно предположить, что самолет с работающими моторами по касательной врезался в склон горы Высокая.
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 291
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: ВВС Заполярья в Зимней войне с Финляндией

Сообщение Тунгус »

Моя новая и первая статья.
Анонс такой: Во время Советско-Финской войны, произошло два инцидента, которые могли привести к серьезным политическим осложнениям с нейтральной Швецией. Из-за навигационной ошибки, допущенной экипажами самолётов ВВС 14 Армии, дважды подверглась бомбардировке шведская территория – в январе 1940 года бомбы были сброшены на остров Каллаксён, недалеко от г. Лулео, а месяц спустя – на приграничную с Финляндией шведскую деревню Паяла.
В книгах и различных публикациях, освещающих эти события, все сводится к тому, что акция могла быть запланированной. Если авторы и предполагают навигационную ошибку, но ставя эту версию в кавычки, тем самым подвергают её сомнению.
В данной публикации мы попробуем разобраться с первым случаем.

Статья: https://tacticmedia.ru/news/bluzhdayush ... shvetsiyu/
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2351
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: ВВС Заполярья в Зимней войне с Финляндией

Сообщение sk16rus »

Хорошая статья!
Изображение
7,62mm
Сообщения: 275
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: ВВС Заполярья в Зимней войне с Финляндией

Сообщение 7,62mm »

по моему этот эпизод обыгран в фильме "Посол Советского Союза" (1969 г.) Правда инцидент перенесён на октябрь 41-го, в некий приморский посёлок Брунхольм, и в дальнейшем в ходе расследования наши дипломаты выявляют , что это была провокация немецкой авиации.

[youtube] https://www.youtube.com/watch?v=DZduvQsfjao [/youtube]
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 291
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: ВВС Заполярья в Зимней войне с Финляндией

Сообщение Тунгус »

Огромное спасибо за информацию. Я слышал, что этот эпизод был обыгран в каком-то фильме, но забыл в каком. Я как раз несколько минут назад думал,как бы найти этот фильм.
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
7,62mm
Сообщения: 275
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: ВВС Заполярья в Зимней войне с Финляндией

Сообщение 7,62mm »

читаю я здесь на медни про Советско-Финскую, и наталкиваюсь на прелюбопытнейшие подробности типов самолётов (состав ВВС), принимавших участие в полосе действия 14 Армии, судя по границам её "компетенции", т.е. в аккурат всё Заполярье Кольского полуострова, всё что севернее Полярного Круга. https://military.wikireading.ru/54515. В особенности вот этот перечень(видимо формат таблицы, но у меня она не открывается),так, что как есть:
3-й отряд Особой Группы ГВФ ПС-89 ПС 43 ПС-9 2 ПР-5 4 СП 5 С-1
.
к слову, эту авиагруппу в литературе ещё называют Особой Северной авиагруппой ГВФ СССР. Ну так вот из списка лично для меня представила интерес пара-тройка самолётов, это ПС-89, и ПС-43, ну, возможно, в какой-то мере и ещё ПС-9.
Самый интересный это ПС-89, или как его поначалу обозначали ЗиГ-1. Можно так сказать "французский" советский пассажирский двухмоторник. Очень редкий для свего времени - не больше десятка экземпляров его было изготовлено.На мой вкус очень симпатичный самолётик для своего времени. И вот один из них "повоевал" у нас на Севере, пока не долетел в январе 40-го года до аэродрома в Лоустари, где по имеющейся в Сети информации, пересёк дорогу находившемуся на взлёте нашему "ястребку". Авария. Для истребителя со смертельным исходом, а для ПС-89 (вероятно) с повреждениями не подлежащим восстановлению.
02.01.1940 - 5 /5 ОСБАП (И-15бис) - л-нт Чиженков А.В., командир звена (погиб). Самолет столкнулся с ПС-89 на взлете, Луостари.
Другой очень интересный самолёт, это ПС-43, или БШ-1, или советский "американец" Vultee V-11. Этих собрали не больше полуста экземпляров, но, вероятно и того меньше
Ну а ПС-9 (АНТ-9) трёхмоторный аэроплан в 30-х был достаточно известным, хотя и собрали их около сотни "хвостов", для серийного скажем так не шибко то и много.
То, что они бороздили небо Мурманской области в 40-х годах, лично для меня было любопытное открытие.
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя