Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)
Модератор: Модераторы форумов
Правила форума
В данном форуме каждая тема посвящена только одному самолету.
При создании новой темы в её названии желательно указать: модель самолета, заводской номер, полк, пилот/экипаж.
В данном форуме каждая тема посвящена только одному самолету.
При создании новой темы в её названии желательно указать: модель самолета, заводской номер, полк, пилот/экипаж.
Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)
14 марта 1943 года в воздушном бою в районе Урдозера (40 км западнее Мурманска) произошел воздушный бой трех истребителей из 2-го гв. ИАП ВВС СФ с группой «мессеров» из JG5. В бою был сбит истребитель Airacobra I старшего сержанта Гридюшко Евгения Александровича. Пилот, имея ранения, на горящем самолете произвел вынужденную посадку на лед Урдозеро, был найден пограничниками и доставлен в госпиталь. После излечения североморский летчик вернулся в полк и закончил войну, совершив около 350 боевых вылетов, в звании гвардии лейтенанта. В 1960 году, по состоянию здоровья ушел в запас в звании подполковника авиации.
Последний раз редактировалось muarg 30 янв 2017 20:32, всего редактировалось 2 раза.
Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)
О том, что на восточном берегу Урдозера лежат остатки самолета, я узнал от своего отца. Он много охотился в начале 70-х годов в тех районах, и в очередной раз, обходя вдоль берега Урдозеро, нашел под камнем два авиационных пулемета, а рядом, в траве детали самолета с надписями на английском языке.
Когда мне с коллегами из поискового отряда «Подводник» удалось попасть на это место, пулеметов уже не было, а детали от самолета нашли в северном конце Урдозера, около шалаша каких-то туристов или рыбаков. После осмотра остатков, пришли к выводу, что фрагменты от немецкого «юнкерса» и американской «аэрокобры». Летом 2000 года, из-за большой волны на озере, нам пришлось обходить с лодкой по восточному берегу Урдозеро. В березняке, 200 метров южнее ранее обнаруженных остатков самолетов, около камня, лежал редуктор с втулкой винта американского истребителя Airacobra I. Лопасти винта были сняты.
На мелководье у берега просматривались еще какие-то алюминиевые фрагменты от самолета, но из-за волнения мы побоялись на резиновой лодке выходить на акваторию озера с гидролокатором. В марте 2001 года редуктор винта от «Аэрокобры» вывезли в санях за снегоходом к ближайшей дороге. Вес этой детали около 100 кг и ворочать в снегу было втроем проблематично. Находку доставили в Мурманск на базу нашего поискового отряда. Поисками и обследованием акватории Урдозера, напротив места обнаружения деталей самолета, нам заняться так и не удалось.
Когда мне с коллегами из поискового отряда «Подводник» удалось попасть на это место, пулеметов уже не было, а детали от самолета нашли в северном конце Урдозера, около шалаша каких-то туристов или рыбаков. После осмотра остатков, пришли к выводу, что фрагменты от немецкого «юнкерса» и американской «аэрокобры». Летом 2000 года, из-за большой волны на озере, нам пришлось обходить с лодкой по восточному берегу Урдозеро. В березняке, 200 метров южнее ранее обнаруженных остатков самолетов, около камня, лежал редуктор с втулкой винта американского истребителя Airacobra I. Лопасти винта были сняты.
На мелководье у берега просматривались еще какие-то алюминиевые фрагменты от самолета, но из-за волнения мы побоялись на резиновой лодке выходить на акваторию озера с гидролокатором. В марте 2001 года редуктор винта от «Аэрокобры» вывезли в санях за снегоходом к ближайшей дороге. Вес этой детали около 100 кг и ворочать в снегу было втроем проблематично. Находку доставили в Мурманск на базу нашего поискового отряда. Поисками и обследованием акватории Урдозера, напротив места обнаружения деталей самолета, нам заняться так и не удалось.
Последний раз редактировалось muarg 30 янв 2017 20:30, всего редактировалось 1 раз.
Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)
Летом 2008 года поисково-исследовательская группа раритетной авиации «Икар» из города Заозерска Мурманской области проводила поисковые работы на Урдозере. Поисковики обнаружили на глубине 15 метров, у восточного берега, крупный фрагмент истребителя «Аэрокобра» как раз напротив того места, где раньше лежал редуктор винта. В августе следующего года остатки самолета извлекли на берег и доставили на базу «Икара». К сожалению, от истребителя сохранились только центральная часть фюзеляжа с центропланом, отъемные части крыла. На конструкции краской во многих местах был нанесен номер самолета – ВХ225. По этому номеру в архивных документах обнаружили, что вынужденную посадку совершил старший сержант Гридюшко.
Последний раз редактировалось muarg 30 янв 2017 20:30, всего редактировалось 1 раз.
Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)
В октябре 2016 года «икаровцы» передали, извлеченные из Урдозера, остатки истребителя Airacobra I в Музей военно-воздушных сил Северного флота. Впереди экспортной американке предстоит долгий процесс восстановления. Планируется установить на самолет максимальное количество оригинальных деталей от других самолетов Р-39, обнаруженных ранее поисковиками в Заполярье.
- sk16rus
- Site Admin
- Сообщения: 2350
- Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
- Откуда: Казань
- Контактная информация:
Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)
Андрей, получается машина с двухцветным верхом была (судя по предпоследней фотографии)?
Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)
Сейчас покажу.sk16rus писал(а):Андрей, получается машина с двухцветным верхом была (судя по предпоследней фотографии)?
Итак, очередная «птица войны» вернулась на базу, в колыбель североморской авиации - аэродром Губа Грязная. Пока не построили полноценную реставрационную мастерскую, экспортную «Аэрокобру» разместили в экспозиционном ангаре.
Восстановлением истребителя занимается штатная техническая группа музея. Для удобства проведения работ, из подручных материалов изготовили подставки фюзеляжу и деталям крыла. В ноябре проводили работы по очистке конструкции от донных отложений и коррозии. Из фюзеляжа выгребли несколько ведер песка и ржавчины. Еще снимки фюзеляжа, сделанные в ноябре 2016 года.
Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)
В начале декабря 2016 года, поисковики отрядов "Подводник", "Петсамо" и "Икар" передали в музей Военно-воздушных сил Северного флота остатки от других, ранее обнаруженных истребителей Р-39. Среди других, необходимых для восстановления Airacobra I деталей, приехал в Сафоново и редуктор с втулкой винта от ВХ225.
Чтобы составить список недостающих деталей, сделали вдоль стены ангара выкладку того, что есть в наличии.
Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)
Пока зимой 1943-го самолет два месяца лежал на льду Урдозера, кто-то с помощью топора начал его разбирать. Полежал бы подольше, возможно, успели бы и это сдать на лом.
Демонтаж поврежденных элементов конструкции фюзеляжа начали с отсека вооружения. Вскрыв лючки правого лонжерона, обнаружили гильзы крупнокалиберного пулемета.
Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)
Конструкция лонжеронов фюзеляжа Airacobra I («модель 14») во многом схожа с Р-39С и более поздними модификациями.
Из-за того, что сброс гильз с 20-мм пушки происходил на Airacobra I в нишу правого лонжерона под отсеком вооружения, расстояние между шпангоутами и их конструкция отличаются от других Р-39.
Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)
Есть еще отличительная деталь на фюзеляже экспортной «Аэрокобры».
Для связи между самолетами во время ночных полетов в строю установлены строевые огни. Они расположены по бокам фюзеляжа на противокапотажной раме. Огни синего цвета. Сила свечения огней регулируется реостатом на вспомогательном щитке электрооборудования в кабине. Демонтировав обшивку с правой стороны, добрались до скрытых полостей противокапотажной рамы.
Для связи между самолетами во время ночных полетов в строю установлены строевые огни. Они расположены по бокам фюзеляжа на противокапотажной раме. Огни синего цвета. Сила свечения огней регулируется реостатом на вспомогательном щитке электрооборудования в кабине. Демонтировав обшивку с правой стороны, добрались до скрытых полостей противокапотажной рамы.
Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)
В нише передней стойки шасси на левой вертикальной стенке лонжерона фюзеляжа установлена распределительная коробка.
Неизвестный заводской сборщик оставил в далеком 41-ом свои инициалы «V.N.G.».
По количеству входящих и выходящих из нее жгутов проводов, она среди всех модификаций истребителя «Аэрокобра» на первом месте. В нижней части коробки гнезда с предохранителями.
В верхней части расположена колодка плюсовой шины от аккумулятора. Почти вся проводка имеет цифровую нумерацию.
На крышке распределительной коробки размещены держатели для запасных предохранителей. Карандашом написан конструкционный номер самолета «14-450»: 14 – модель, 450 – порядковый номер серии. Неизвестный заводской сборщик оставил в далеком 41-ом свои инициалы «V.N.G.».
Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)
Законцовки крыла Airacobra I ВХ225. Левая сохранилась лучше.
Шильдик на левой законцовке крыла Airacobra I.
Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)
С правой стороны фюзеляжа на площадке над тоннелем маслорадиатора установлен электромотор с редуктором управления посадочными щитками и цепная передача (в закрытом корпусе) на вспомогательные валики управления щитками.
Штурвальчики управления триммерами руля направления и руля высоты, расположенные на консоли в кабине с левой стороны от сидения пилота.Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)
На штатных местах в нишах под фюзеляжем установлены маслорадиаторы.
Масло было слито заботливыми руками поисковиков, перед перевозкой в музей.
Масло было слито заботливыми руками поисковиков, перед перевозкой в музей.
Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)
После демонтажа, каждую деталь осматривали на наличие номеров и надписей, оценивали повреждения. Задача: собрать самолет с максимальным количеством подлинных элементов конструкции.
Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)
Не пощадила коррозия переднюю стойку: цилиндр очагами прогнил насквозь. С него демонтировали все конструкционные элементы, т.к. восстанавливать его нецелесообразно и сотрудники музея придумали ему другое назначение в экспозиции.
На цилиндре передней стойки на пайке закреплена медная шильда.
На переднем плане складывающийся подкос передней стойки шасси.
Диск переднего колеса Airacobra I отлит из магниевого сплава. На более поздних модификациях Р-39 диск переднего колеса сделали большего диаметра и другой конструкции.
На диск устанавливался токопроводящий пневматик с гладким контуром.
Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)
В пневматике два отделения, заполняемых воздухом с одного ниппеля. Сделано так, чтобы если произойдет прокол покрышки и камеры, то внутренняя камера находится под давлением.
Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)
Из техописания самолета «Аэрокобра»:
«…Составной частью передней стойки является пара самоцентрирующихся кулачков. Один из них закреплен на поршне и перемещается вместе с ним. Второй закреплен в нижней части внутренней поверхности цилиндра. Когда самолет отрывается от земли, шток будет выходить из цилиндра до тех пор, пока кулачки не упрутся друг в друга. Совмещение профилей кулачков обеспечивает установку переднего колеса строго по оси самолета и тем самым создает возможность его нормальной уборки». На схемах и чертежах все эти шайбочки, втулочки и резиночки штока выглядят менее понятно, особенно для разборки. Много хлопот доставила кольцевая гайка, мешавшая извлечь шток из цилиндра. С торца на бронзовой направляющей штока передней стойки шасси нанесены клейма и номера.
«…Составной частью передней стойки является пара самоцентрирующихся кулачков. Один из них закреплен на поршне и перемещается вместе с ним. Второй закреплен в нижней части внутренней поверхности цилиндра. Когда самолет отрывается от земли, шток будет выходить из цилиндра до тех пор, пока кулачки не упрутся друг в друга. Совмещение профилей кулачков обеспечивает установку переднего колеса строго по оси самолета и тем самым создает возможность его нормальной уборки». На схемах и чертежах все эти шайбочки, втулочки и резиночки штока выглядят менее понятно, особенно для разборки. Много хлопот доставила кольцевая гайка, мешавшая извлечь шток из цилиндра. С торца на бронзовой направляющей штока передней стойки шасси нанесены клейма и номера.
Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)
Ось колеса из вилки извлекли без усилий: все было смазано. При нажатии на ниппель камеры вышло совсем немного воздуха 43-го года. Всё остальное пространство между камерой и покрышкой было заполнено водой.
Разбортировали одну сторону пневматика и слили 15 литров воды Урдозера. После этого вес колеса стал около 13 кг, как заявлено в техдокументации.
Так как корпус цилиндра передней стойки с ВХ225 был практически уничтожен водой, приняли решение на самолет установить аналогичную деталь с другой экспортной «Аэрокобры». На этой стойке даже демпфер «шимми» функционирует, а в полости цилиндра до сих пор под давлением родное американское масло.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость