Слава
защитникам
Советского Заполярья!
 

- Главная
- Форум
 
  МОЙ ДЕД
Краткая биография
  ПОИСКИ
- Информация
- Дополнительно
- ЦВМА
- Место гибели
- Аэроклуб
- 160-й РезАП
- Фото, письма
- Память
- 29.X.1942 [ролик]
 
  ВВС СФ
- ВВС СФ
- Герои Сов. Союза
- Асы ВВС СФ
- Список частей
- Список аэродромов
- Статьи
- Фотоальбом
- 46-ой ШАП ВВС СФ
 
  255-й ИАП
- 255-й ИАП
- Личный состав
- Боевая работа
- Победы
- Потери
- "Аэрокобры"
 
Ваенга-2  [1] [2] [3]
 
Книги
 
Ссылки

255 ИАП ВВС СФ

Боевая работа

 

Из "Журнала № 29а Учёта боевой работы 255 Краснознамённого ИАП ВВС СФ":

"- Прикрытие аэродрома 18.07.1942г. 7ЛаГГ-3 (14:16-15:10) -старшина Чиликов сбил Ю-88 в 14:55. При посадке старшина Чиликов развернулся влево и врезался в скалу. Самолёт требует ремонта.
- Прикрытие аэродрома— 3ЛаГГ-3 (14:40-15:12) старший сержант Филиппов сбил Ю-88. Старший сержант Филиппов атакован Ме-109. Самолёт загорелся, лётчик выбросился с парашютом. Старшина Борисов сел вынужденно - не убрались шасси. У младшего сержанта Самаркова отказал левый блок мотора, сел вынужденно."

"..Прикрытие аэродрома и Г.Б.Флота 10.08.1942г. 10ЛаГГ-3 (13:30-14:13) - старший сержант Филиппов подбил Ме-109."

"..Прикрытие аэродрома и Г.Б.Флота 21.08.1942г. 6ЛаГГ-3 (12:57-13:43) - старший сержант Попов сбил предположительно Ме-109. Старший сержант Филиппов сел вынужденно из-за течи бензина из под пробки."

"..Прикрытие аэродрома 29.10.1942г. 5ЛаГГ-3 (14:15-15:04) – В районе аэродрома вели воздушный бой с Ме-109. Старший сержант Филиппов не вернулся с задания - сбит в воздушном бою восточнее аэродрома."

Источник информации: сведения от Александра Станкова


 

Воздушные бои

  - 18.07.1942 - (описание боя с участием Филиппова С.Д., текст предоставлен А.Мардановым)   news
  - 10.08.1942 - (описание боя с участием Филиппова С.Д., текст предоставлен А.Мардановым)   news
  - 21.08.1942 - (описание боя из статьи А.Марданова "Четыре пишем, два в уме")
  - 02.09.1942 - (описание боя с участием Филиппова С.Д., текст предоставлен А.Мардановым)   news
  - 08.09.1942 - (описание боя с участием Филиппова С.Д., текст предоставлен А.Мардановым)
  - 27.09.1942 - (описание боя из статьи А.Марданова "Четыре пишем, два в уме")
  - 29.10.1942 - (описание боя с участием Филиппова С.Д., текст предоставлен А.Мардановым)   news
  - 30.10.1942 - (описание боя из статьи Ю.Рыбина "Expertenstaffel за Полярным кругом")
 

18 июля 1942 года

18 июля с утра стояла сплошная низкая облачность, и боевые действия до 11:20 не велись, но с улучшением погоды немцы начали воздушные атаки по Мурманску. Сначала в 14:44 появилась группа 7 Ю-88 в сопровождении 7 Ме-109. В 14:15 на прикрытие флотских аэродромов вылетели 6 "Киттихауков" 2-го ГКАП и 7 ЛаГГ-3 255-го ИАП. "Юнкерсы" подошли к Мурманску с запада на высоте 5000 метров. "Киттихауки" 2-го ГКАП также находились на высоте 5000 метров. Их пилоты первыми обнаружили противника и всей группой пошли в лобовую атаку по бомбардировщикам. Старший сержант Климов с дистанции 500 метров открыл огонь по кабине пилота ведущего Ю-88, выпустив две пулеметные очереди. Бомбардировщик перевернулся и упал, летчик увидел "брюхо" вражеского самолета. Наблюдатели ПВО доложили, что Ю-88 сбит зенитной артиллерией и упал в залив. Скорее всего, летчик "Юнкерса" был убит в воздухе. Остальные "Юнкерсы", выходя из-под удара, спикировали до высоты 2000 метров. Бомбы были сброшены неприцельно, большинство из них упало в залив, часть бомб попала в поселок Роста. "Киттихауки", выполнив переворот, устремились за бомбардировщиками. Четверка Ю-88 направилась на северо-запад в сторону Полярного, вторая группа пошла строго на запад. Капитан Орлов с хвоста с дистанции 200-50 метров поджег левый мотор одного "Юнкерса", самолет упал в районе Ура-губы. Лейтенант Поляков поджег правый мотор одного "Юнкерса" и сопровождал его до момента падения в районе озера Ретинское. С наземного наблюдательного пункта хорошо видели, как дымящегося "Юнкерса" добили истребители Р-40 2-го ГКАП. Когда "Юнкерсы" вышли из пикирования на высоте 2000 метров, в районе Ваенги их также атаковали три ЛаГГ-3 255-го ИАП. Командир звена старшина Чиликов открыл огонь из пушки и пулеметов, вражеский самолет загорелся и упал в районе Полярное, очевидно, это был "Юнкерс", сбитый совместно с "Киттихауками". Флотские истребители преследовали Ю-88 и за Полярным. Вторая тройка ЛаГГ-3 во главе с командиром звена старшим сержантом Филипповым подожгла еще одного бомбардировщика атаками сверху в хвост, но вскоре и сам Филиппов был атакован сверху истребителем противника Ме-109. ЛаГГ-3 Филиппова загорелся и летчик выпрыгнул с парашютом. После этого оставшаяся пара Ю-88, преследуемая "Лаггами", ушла со снижением в море, скрывшись в облаках. Еще одна пара флотских истребителей Як-1 находились в районе Ваенги. Капитан Крылов и сержант Флеганов заметили ниже себя три Ю-88, тех же, которых атаковали Р-40 и ЛаГГ-3. Один Ю-88 горящим упал на землю. Пара Як-1 пошла с пикирования за "Юнкерсами", но при подходе были атакованы тремя Ме-109Ф, с которыми вынуждены были завязать воздушный бой. После двух атак по "Мессершмиттам" последние вышли из боя и ушли на запад.
Таким образом, в этом воздушном бою флотские истребители одержали победу, так как был отражен мощный налет вражеских бомбардировщиков и противнику нанесен ощутимый урон. По советским данным летчиками 2-го ГКАП были сбиты 4 Ю-88 и 1 Ме-109, еще два сбитых Ю-88 были засчитаны летчикам 255-го ИАП: капитан Орлов – 1 Ю-88, лейтенант Поляков , 1 Ю-88, старший сержант Климов , 1 Ю-88, старший сержант Бокий , 1 Ю-88, сержант Голодников – 1 Ме-109, старшина Чиликов – 1 Ю-88, старший сержант Филиппов – 1 Ю-88. Немецким истребителям 5-й эскадры на этот раз явно не удалось обеспечить должной защиты своим бомбардировщикам. Преследование "Юнкерсов" велось на расстояние более 20 километров, и только в районе Полярное "Мессершмиттам" удалось связать боем наших истребителей, хотя по сведениям Эрика Момбека, в этом налете участвовали все подразделения 5-й истребительной эскадры, базировавшиеся на аэродроме Луостари, кроме 8-го отряда, оставленного для охраны своих объектов. С нашей стороны в воздушном бою приняли участие 14 истребителей ВВС СФ: 6 Р-40, 6 ЛаГГ-3 и 2 Як-1. По немецким данным в этом воздушном бою были сбиты два Ju-88А-4 №2106 и №142090 испытательного отряда Erpr.St/KG30, при этом погибли оба экипажа лейтенанта Ланге и оберфельдфебеля Шварца.

Источник информации: текст предоставлен А.Мардановым
 

10 августа 1942 года

С 10 августа авиация противника возобновила активную деятельность в районе Мурманска. Основной целью вражеских налетов стали аэродромы, особенно, Ваенга-1, где базировалась почти вся наша ударная авиация. Очевидно, что это было связано с активностью флотской авиации, которая в течение последнего месяца добилась хороших результатов при действиях на морских коммуникациях противника. 10 августа в 13:25 от постов наблюдения поступило сообщение об обнаружении вражеских самолетов. Первыми были подняты на прикрытие главной базы флота Полярное и флотских аэродромов 5 "Киттихауков" 2-го ГКАП и 6 ЛаГГ-3 255-го ИАП. В 13:30 по тревоге были подняты также 8 Як-1 20-го ИАП во главе с командиром эскадрильи капитаном Крыловым. Противник подошел на большой высоте над облаками со стороны Сайда-губы, перехватить его не удалось. Облачность была 8-10 баллов высотой 1000-2500 метров. Первыми встретили противника в районе Полярное 5 "Киттихауков" 2-го ГКАП, которые на высоте 4500 метров вступили в воздушный бой с четырьмя Ме-109Ф 6-го отряда, выполнявших функцию связывания боем наших истребителей. В 13:40 в 3-4 километрах юго-восточнее аэродрома Ваенга над облаками на высоте 3500 метров вторая группа 8 Як-1 20-го ИАП обнаружили 6 истребителей-бомбардировщиков Ме-110 и 12 Ме-109Ф 8-го и 6-го отрядов. "Мессершмитты-110" уже сбросили по аэродрому 12 бомб калибра 250 килограмм. От разрывов бомб самолеты на аэродроме не пострадали, но погибли два красноармейца и трое получили ранения. Налет отражала зенитная артиллерия и довольно успешно. По немецким данным самолет ведущего командира отряда оберлейтенанта Шлоссштейна Bf-110F-2 №5019 получил попадание в правый двигатель, который вышел из строя. Летчик на одном двигателе дотянул до нейтральной полосы и произвел вынужденную посадку в 20 километрах юго-восточнее Луостари, экипаж при этом не пострадал. Самолет так и остался в сильно поврежденном виде на месте вынужденной посадки. Восьмерка Як-1 в 13:40-13:42 атаковала группу самолетов противника и вступила в воздушный бой с шестью истребителями Ме-109Ф 6-го отряда. Через 3-5 минут в бой вступило подкрепление 6 ЛаГГ-3 255-го ИАП и подошла в этот же район первая группа 5 "Киттихауков" 2-го ГКАП. Как обычно, после первых атак воздушный бой принял характер напряженной схватки пар истребителей и одиночек, как с нашей стороны, так и со стороны противника. Капитан Крылов сзади-сбоку с дистанции 150-100 метров атаковал одного Ме-109Ф и повредил его пулеметно-пушечным огнем, "Мессершмитт" задымил и ушел со снижением на запад, это подтверждал ведомый лейтенант Нужин. Летчики доложили, что Ме-109Ф "предположительно сбит", но, поскольку подтверждений с земли не поступило, самолет не был засчитан сбитым. На высоте 3000-3500 метров один Ме-109Ф зашел в хвост ведущему второй пары Як-1 сержанту Лапину, но начеку оказался ведомый краснофлотец Бурматов (будущий герой Советского Союза). Бурматов атаковал этого "мессера", тем самым отбил атаку по Лапину, но тут же сам был обстрелян вторым "Мессершмиттом-109Ф". Один снаряд попал в водорадиатор Як-1, еще три снаряда пробили правый борт за бронеспинкой и обе плоскости, легко ранив пилота в руку и ногу, кроме того, были перебиты две фермы фюзеляжа, троса руля направления, трубка водорадиатора, и все же самолет проявил хорошую живучесть, а летчик мастерство и хладнокровие, совершив нормальную посадку на своем аэродроме. Поврежденный самолет требовал текущего или среднего ремонта. Тем временем воздушный бой продолжался. Обе стороны атаковали и отбивали атаки противника. Старшина Тарасов (тоже будущий герой Советского Союза), снизу-сзади атаковал Ме-109Ф с дистанции 100 метров, "Мессершмитт" сделал "горку" и со снижением ушел на запад, летчик доложил ,что "предположительно сбил" Ме-109Ф. "Яки" вели воздушный бой совместно с "Киттихауками" и ЛаГГ-3. Шестерка "Лаггов", ведущий , штурман полка старший лейтенант Воинов, младшие лейтенанты Конев, Рассадкин, старшина Борисов, старшие сержанты Беренда и Филиппов находились на высоте 2300 метров. На ведущего сверху стали пикировать один за другим два Ме-109Ф, ведущий ЛаГГ-3 резко развернулся на 180,, первый Ме-109Ф попал в прицел ведомого Беренда и тот открыл огонь, отбив атаку противника. Затем второй "Мессершмитт" оказался рядом с самолетом Беренды и летчик открыл огонь из пушки ШВАК и пулеметов БС. Оба "мессера" стали уходить вверх. Беренда пошел с разворотом за ведомым "Мессершмиттом" и обстрелял еще раз, тот выполнил переворот, ЛаГГ-3 последовал за ним тоже переворотом, но "мессер" на маневре был потерян из вида. Старший сержант Филиппов также атаковал одного Ме-109Ф, уходящего вниз. Самолет противника задымил и пикированием ушел в сторону моря, попадания по нему наблюдал старшина Борисов. Воздушный бой был напряженным, обе стороны вели его весьма активно, но никто не добился заметного успеха. Ни одна из сторон потерь не имела. В документах ВВС СФ указано, что по докладам наших летчиков два Ме-109Ф "предположительно сбиты" капитаном Крыловым и старшим сержантом Филипповым, однако, "требуется подтверждение наземных войск". Поскольку такого подтверждения не последовало, то сбитые самолеты противника никому из наших летчиков не были засчитаны (это следует из "Журнала уничтоженных самолетов противника летчиками 20 ИАП 6 ИАД ВВС СФ" и "Отчета о боевой деятельности авиачастей ОМАГ ВМФ за период 23.07-22.08.42"). В то же время немецким пилотам 6-го отряда после этого воздушного боя были засчитаны два сбитых истребителя, что не подтверждается нашими документами.
Таким образом, в этой операции по бомбардировке аэродрома Ваенга-1 немцы успеха не имели. На аэродроме не было уничтожено ни одного самолета, при этом был потерян один "Мессершмитт-110", сбитый зенитной артиллерией. Истребители Ме-109Ф 6-го и 8-го отрядов выполнили свою задачу по обеспечению бомбардировочных действий "Мессершмиттов-110", но в воздушном бою с истребителями ВВС СФ успеха не имели. Наши истребители, несмотря на качественное превосходство "Мессершмиттов-109Ф" провели воздушный бой наравных с пилотами самого сильного 6-го отряда.

Источник информации: текст предоставлен А.Мардановым
 

21 августа 1942 года

"21 августа посты ВНОС засекли очередное проникновение большой группы «мессершмиттов» на нашу территорию. У советских аэродромов были замечены до 15 истребителей Me 109, очевидно, имевших целью связать боем наши перехватчики, чтобы расчистить дорогу бомбардировщикам.
По немецкой версии событий, "мессершмитты" 6-го, 7-го и 8-го отрядов были подняты по тревоге, но тревога оказалась ложной, и вся группа истребителей отправилась в район Мурманска на "свободную охоту". Здесь они вступили в бой, якобы, с 25 советскими истребителями, но никто из немецких пилотов о сбитых самолетах не заявил. В действительности, боевой контакт с "мессершмиттами" имели только девять советских летчиков. Бой завершился безрезультатно.
Через два часа немцы предприняли еще один налет. Восьмерка Me-110 в сопровождении такого же количества Me-109F на высоте 6000 метров подошла к аэродрому "Мурмаши". Из-за слишком позднего оповещения постами ВНОС взлетевшие истребители перехватить врага не успели. Но, несмотря на отсутствие воздушного противодействия, сброшенные немцами бомбы упали в полутора километрах от аэродрома. Восьмерка Me-109F вступила в бой с перехватчиками, тем самым позволив «стодесятым» уйти на запад.
С нашей стороны в бою участвовали четыре ЛаГГ-3, семь И-16 и четыре "Киттихаука". Немцы обладали преимуществом в высоте и первую атаку они произвели с пикирования на ведущую пару ЛаГГ-3 (255 ИАП - прим. sk16rus) младшего лейтенанта Самаркова . Истребитель Самаркова был подбит и летчик переворотом ушел вниз, направившись на свой аэродром. Вскоре поврежденный мотор остановился и при посадке самолет потерпел аварию. Следом был сбит и самолет ведомого Сармакова - младшего лейтенанта Баграева. У его ЛаГГ-3 загорелся двигатель и летчик выпрыгнул с парашютом. "

Источник информации: А.Марданов "Восемь пишем, два в уме"
 

2 сентября 1942 года

2 сентября погода под Мурманском улучшилась и возобновились активные боевые действия авиации. Рано утром в период времени 04:36-05:05 пара "Мессершмиттов-109" произвела разведку флотских аэродромов с высоты 2000 метров.
В 11:54 ударная группа 13 Ю-87 в сопровождении Ме-109Ф 7-го отряда на высоте 4000 метров подошли со стороны Ура-губы к полуострову Рыбачий и сбосили бомбы на береговые батареи. Результаты бомбового удара также оказались незначительными: осколками бомбы был поврежден лейнер одного из орудий батареи № 140. Действия пикировщиков обеспечивали несколько групп истребителей 6-го и 8-го отрядов, задача их состояла в связывании боем наших истребителей, чтобы они не могли атаковать бомбардировщиков. Сигнал воздушной тревоги на аэродромах вокруг Мурманска прозвучал примерно за 20 минут до бомбового удара по Рыбачьему. Поскольку точных данных о том, куда летят вражеские самолеты, не было, наши истребители были направлены в различные зоны ожидания. Для прикрытия Мурманска и флотских аэродромов в 11:34-11:50 были подняты 19 истребителей ВВС Северного флота: 9 ЛаГГ-3 255-го ИАП, 3 "Киттихаука" 2-го ГКАП, 2 "Харрикейна" 78-го ИАП и 5 И-16 27-го ИАП. Для прикрытия Туломской ГЭС в 11:45 были подняты 11 истребителей ВВС 14-й армии: 4 "Киттихаука", 3 "Аэрокобры" 19-го ГИАП и 4 "Харрикейна" 197-го ИАП. То есть всего на отражение вражеского налета в районе Мурманска поднялись 30 истребителей. Первыми взлетели в 11:34 4 ЛаГГ-3 255-го ИАП звена лейтенанта Товстого, задача была прикрыть аэродромы базирования на высоте 4000-4500 метров. Через пять минут в 11:39 на прикрытие города Мурманска ушли 5 И-16 27-го ИАП, ведущим группы был старший лейтенант Плотников, их высота патрулирования была 4000 метров. В 11:50 для прикрытия флотских аэродромов поднялись еще 5 ЛаГГ-3 255-го ИАП, ведущим был старшина Филиппов, а также 3 "Киттихаука" и 2 "Харрикейна" 2-го ГКАП. Первыми заметили противника пилоты И-16. В 11:55-12:00 в районе Мурманска на них в атаку с превышением в 500 метров вышли 4 Ме-109Ф. "Мессершмитты" всей группой пытались атаковать И-16 в хвост на повышенной скорости, но были вовремя замечены. Первая тройка И-16 виражем развернулась влево, а прикрывающая пара – вправо. "Мессеры" проскочили на скорости сверху. И-16 стали отходить на север в сторону флотских аэродромов. Старший сержант Грудаков на И-16 атаковал "Мессершмитта" спереди, а лейтенант Семенов смог произвести атаку сзади-снизу с дистанции 300-200 метров, израсходовав 120 снарядов пушек ШВАК и 100 патронов пулеметов ШКАС. Летчик после посадки доложил, "самолет противника предположительно сбит", но ему не засчитали эту заявку на победу. Сержант Емельянов шел ведомым у Семенова и его сверху-сзади на скорости атаковали Ме-109Ф. Сержант Емельянов получил ранение в плечо, его самолет И-16 получил повреждения бензосистемы, летчик пошел на посадку, но вскоре двигатель остановился и при вынужденной посадке вне аэродрома самолет был разбит и позже списан. В 15-минутном воздушном бою получил повреждение второй И-16 сержанта Едуша: была перебита направляющая ползушка шасси. При посадке с убранными шасси на аэродроме Ваенга самолет получил незначительные повреждения и был отправлен в текущий ремонт. Обнаружив бой группы И-16, в воздушный бой вступили 4 ЛаГГ-3. Два Ме-109Ф после очередной атаки с пикирования по паре И-16 стала набирать высоту боевым разворотом в сторону ЛаГГ-3. Находившиеся выше противника 2 "Лагга" лейтенанта Товстого и младшего лейтенанта Баграева атаковали их. Баграев с малой дистанции 50-70 метров успел обстрелять из пушки и пулеметов ведомого "Мессершмитта" и тот беспорядочно стал падать вниз, возможно, это был унтер-офицер Штольц из 6-й эскадрильи, получивший тяжелое пулевое ранение в ногу. Находившаяся в этом же районе на высоте 4000 метров третья группа в составе 5 ЛаГГ-3 255-го ИАП во главе со старшиной Филипповым встретилась с тремя Ме-109Ф и завязала с ними бой. "Мессершмитты" находились выше и производили атаки сверху, используя свое преимущество в скорости и скороподъемности, сразу уходя после пикирования наверх. Лейтенант Чиликов успел сделать горку и обстрелять одного "Мессершмитта" сзади с дистанции 250-300 метров. После первых атак противника с пикирования "Лагги" вынуждены были занять оборонительный круг и отбивать атаки, что им удалось выполнить без каких-либо потерь и повреждений со своей стороны. Заметив этот воздушный бой, патрулировавшие на "Харрикейнах" в районе Ваенга-1, летчики 2-го ГКАП капитан Курзенков и лейтенант Марков пошли в атаку на противника. Курзенков дважды атаковал с хвоста "Мессершмиттов-109Ф", но сблизиться удалось только на дистанцию 250-400 метров, отчего мощный огонь из двух пушек и двух пулеметов не принес успеха, хотя летчиком-асом было выпущено 5 очередей. Марков также обстрелял "Мессершмитта-109Ф" сзади с дистанции 300 метров, но не попал. Также безрезультатно произвел одну атаку пилот 2-го ГКАП сержант Ярославцев на "Киттихауке".
Тем временем армейские истребители были подняты на отражение налета на Туломскую ГЭС в 11:45. Сначала взлетели 11 истребителей 19-го ГИАП и 197-го ИАП: 4 "Киттихаука", 3 "Аэрокобры" и 4 "Харрикейна". На высоте 1800-2000 метров в районе аэродрома Мурмаши их атаковали сверху две блокирующие группы 6 и 5 Ме-109Ф. Одиннадцать истребителей 14-й армии вступили в воздушный бой в очень невыгодном для себя положении, в момент набора высоты и около 15 минут сражались с одиннадцатью "Мессершмиттами-109Ф". По советским данным были сбиты два Ме-109Ф, один из которых был засчитан командиру эскадрильи капитану Кутахову, второй - группе летчиков. Как уже отмечалось выше в этом крупном воздушном сражении вокруг Мурманска получил тяжелое пулевое ранение в ногу унтер-офицер Штольц из 6-й эскадрильи, возможно, именно в его "Мессершмитт-109Ф" добились попаданий летчики 19-го ГИАП. Немецкий летчик все же сумел сесть на своем аэродроме, но выбыл из строя и долго лечился в госпиталях. Потери с нашей стороны составили один сбитый "Киттихаук", пилот которого сержант Силаев благополучно спасся на парашюте. Также два истребителя были подбиты и совершили вынужденную посадку: командир эскадрильи 19-го ГИАП майор Новожилов сел на поврежденном "Киттихауке" с убранными шасси на своем аэродроме, самолет получил повреждения и был отправлен в ремонт; сержант Сверкунов из 197-го ИАП также совершил вынужденную посадку на "Харрикейне" на аэродроме Шонгуй с убранными шасси и получил тяжелое ранение, а самолет был отправлен в капитальный ремонт. На помощь ведущим бой в районе Мурмашей истребителям были подняты еще 4 "Киттихаука" 20-го ГИАП, но они к моменту ведения воздушного боя не успели.
Интересна немецкая версия этого сражения: 8-я эскадрилья, а затем часть 6-й эскадрильи (8./JG5 и 6./JG5) около 12:00 вступили в воздушный бой с 15 советскими истребителями. Пилоты 6-й эскадрильи заявили о 9 сбитых самолетах без потерь своих самолетов. Фактически потерян был один пилот унтер-офицер Штольц, выбывший из строя из-за тяжелого ранения. Известно, что унтер-офицеру Дебриху засчитали один сбитый Як-1, по одному сбитому самолету засчитали фельдфебелю Мюллеру и унтер-офицеру Штольцу. Пилотам 8-го отряда 8./JG5 после воздушного боя в 12:15-12:25 были засчитаны 8 сбитых истребителей: Бартельсу - 1 "Аэрокобра", 1 Р-40 и 1 И-180; Кайзеру - 1 И-180 и 1 "Харрикейн", Герцогу - 1 И-180; Норцу - 1 И-16; Кунцу - "Харрикейн". Таким образом, более чем восьмерым пилотам 6-го и 8-го отрядов засчитали 17 (!) сбитых советских истребителей, реально же уничтожены были два самолета (один Р-40 и один И-16), а три самолета повреждены на вынужденных посадках с убранными шасси: Р-40, "Харрикейн" и И-16. Кстати, всего в воздушном сражении в 11:55-12:40 приняли участие 27 советских истребителей, а немецким пилотам засчитали 17 "сбитых" самолетов. Даже если считать за воздушные победы немецких пилотов как два уничтоженные самолета (1 Р-40 и 1 И-16), так и поврежденные на вынужденных посадках три самолета (1 Р-40, 1 "Харрикейн" и 1 И-16), преувеличение числа засчитанных по отношению к реальным воздушным победам составило 3,4 раза.

Источник информации: текст предоставлен А.Мардановым
 

8 сентября 1942 года

Напряженные воздушные сражения на Мурманском направлении развернулись с улучшением погоды 8 сентября и с началом движения конвоя PQ-18 из Исландии в Архангельск. Облачность в этоть день была переменной 10-3 балла и высотой 1000-2000 метров. Фашистская авиация 8 сентября совершила два налета на Мурманск. Первый налет состоялся в 12:34. В операции участвовала большая группа самолетов противника. Бомбардировочные действия осуществляли 14 Ю-88. По сведениям Эрика Момбека их действия обеспечивали истребители Ме-109 четырех отрядов 5-го, 6-го, 7-го и 8-го. Точное число "Мессершмиттов", участвовавших в налете не известно, но примерно оценить их численность можно в 24-36 машин. Тем не менее, операция для немцев оказалась неудачной. Еще за 18-19 минут до подхода к городу мощной ударной группы в воздух были подняты в 11:43-12:16 крупные советские истребительные силы: от 122-й ИАД ПВО - 4 "Харрикейна" и 1 "Киттихаук"; от ВВС 14-й армии - 4 "Аэрокобры" 19-го ГИАП, 4 "Харрикейна" 197-го ИАП и 6 "Харрикейнов" 837-го ИАП; от ВВС СФ - 6 "Харрикейнов" 78-го ИАП, 7 ЛаГГ-3 255-го ИАП, 5 Як-1 20-го ИАП, 3 Р-40 2-го ГКАП и 4 И-15бис 27-го ИАП. В общей сложности в разных зонах ожидания вокруг Мурманска находились 44 советских истребителей, но не все из них успели поучаствовать в воздушном бою, так как находились в разных зонах патрулирования.
Раньше других истребителей, взлетевших по тревоге, в воздухе находилась четверка "Аэрокобр" 19-го ГИАП, летчики капитаны Бочков, Мироненко, лейтенанты Миусов и Кривошеев. В 12:13 "Аэрокобры" вылетели на перехват замеченного в районе линии фронта разведчика ФВ-189, но после взлета четверка "Аэрокобр" с земли была перенацелена на прикрытие аэродрома Мурмаши и Туломской ГЭС. В 10 километрах северо-западнее Мурмашей на высоте 5500 метров летчики заметили крупную группировку противника – 14 Ю-88 в сопровождении 13 Ме-109Ф. Гвардейцы незаметно подошли сзади и стремительно атаковали строй вражеских бомбардировщиков. После первой атаки "Аэрокобр" по одному Ю-88 четыре истребителя сопровождения Ме-109Ф пошли в атаку на четверку "Аэрокобр". В результате завязался воздушный бой, и теперь летчики 19-го ГИАП уже не имели возможности продолжить атаковать бомбардировщиков. Но и этой единственной атаки гвардейцев хватило для того, чтобы сорвать налет противника. "Юнкерсы-88", шедшие курсом на аэродром Мурмаши, заметили ожидающие их истребители над объектами и после атаки "Аэрокобр" 19-го ГИАП, отвернули на северо-восток. Бомбы пришлось сбросить в районе Колы, где смогли лишь повредить железнодорожное полотно и проволочную связь. На перехват бомбардировщиков вылетали также 10 "Харрикейнов" 197-го и 837-го ИАП, но они встречи с противником не имели.
Как это часто случалось в 1942 году, севернее Мурманска в районе флотских аэродромов действовала связывающая, или "блокирующая", группа 8-14 Ме-109Ф и 1 Ме-110, которая встретилась с истребителями ВВС СФ. Здесь на разных высотах патрулировали 25 истребителей: 5 Як-1, 7 ЛаГГ-3, 6 "Харрикейнов", 3 "Киттихаука" и 4 И-15бис. Наибольшую высоту над аэродромами набрали 5 Як-1 20-го ИАП, ведущим был командир эскадрильи старший лейтенант Петренко. Эта группа первой вступила в воздушный бой с шестеркой "Мессершмиттов-109Ф". Группа имела эшелонирование по высоте: впереди на высоте 6200 метров шел комэск с ведомым старшиной Тарасовым, ниже на 500 метров шли старший лейтенант Малиновский, старший сержант Бурматов и сержант Флеганов. Получив сигнал идти в западном направлении на перехват, ведущий повел группу в сторону Белокаменки. В 12:18 летчики обнаружили ниже себя на высоте 5500 метров 6 Ме-109Ф и атаковали их. "Мессершмитты" находились в кругу, и, заметив "Яков", разошлись в стороны. Петренко с Тарасовым атаковали сзади сверху и снизу ведомого одной пары и с небольшого расстояния обстреляли его пулеметно-пушечным огнем. "Мессершмитт" отвернул вправо и с длинным хвостом белого дыма ушел на север, сопровождаемый другим Ме-109. Малиновский с Бурматовым сверху на встречных курсах атаковали еще двух "Мессершмиттов" и после боевого разворота Бурматов атаковал в хвост еще одного Ме-109Ф, выполнявшего горку. Один из атакованых "мессеров" с дымом и снижением ушел в сторону полуострова Рыбачий. Пилоты "Яков" активно вели бой примерно 15 минут. После возвращения на свой аэродром летчики доложили, что "предположительно сбили" три Ме-109Ф: старший лейтенант Малиновский, старший сержант Бурматов - по одному лично; старший лейтенант Петренко со старшиной Тарасовым - в паре. Очевидно, "Мессершмитты" с повреждениями выходили из боя со снижением и наши летчики приняли их за сбитых, что нередко происходило с обеих воюющих сторон. Высотный бой летчики "Яков" провели хорошо, хотя никому из них не засчитали сбитые самолеты. Недалеко от аэродрома Ваенга в конце боя в 12:37 на высоте 2000 метров тройка Малиновского была сзади-сверху атакована парой Ме-109Ф. Старший сержант Бурматов атаковал одного Ме-109Ф, выбивая его из-под "хвоста" "Яка" сержанта Флеганова. Длинной очередью из пушки и пулеметов Флеганов повредил "Мессершмиттов", но сам попал под огонь пары "мессеров", его самолет получил попадания в двигатель и управление. Летчик, выпустив шасси, произвел посадку, при этом Як-1 проявил весьма хорошую живучесь: несмотря на то, что шасси подломились и самолет получил серьезные повреждения, он подлежал восстановлению и был отправлен в капитальный ремонт. В 12:30 вторая группа в составе 3 ЛаГГ-3 255-го ИАП, ведущим которой был старшина Филиппов, в районе Белокаменка на высоте 5000 метров вступила в тяжелый воздушный бой с группой 8 Ме-109Ф. Четверка "мессеров" атаковала ведущую пару "Лаггов" старшины Филиппова и старшины Борисова. После третьей атаки на самолете Борисова №58 была пробита левая плоскость крыла и трубка водяной системы охлаждения двигателя, летчик вышел из боя и произвел нормальную посадку. ЛаГГ-3 старшины Попова одновременно атаковали 4 Ме-109Ф. Ведя оборонительный воздушный бой, он удачно атаковал одного "Мессершмитта-109Ф". По данным постов ПВО в районе Полярное наблюдался полет горящего Ме-109 в сторону линии фронта, это послужило основанием для занесения на счет старшины Попова сбитого Ме-109Ф, однако, списки немецких потерь не подтверждают это, очевидно, "мессер" был только поврежден. Еще одна группа 4 ЛаГГ-3 255-го ИАП во главе с командиром полка майором Паниным взлетела в 12:15, имея задачу прикрытия аэродромов Ваенга-1 и 2. Набрав высоту 4000 метров, эта группа в районе Ваенги в 12:40 встретила "Мессершмиттов-109Ф" и также вступила с ними в бой. Один из лучших пилотов 5-го отряда унтер-офицер Вайничке зажег ЛаГГ-3 лейтенанта Баграева, летчик спасся на парашюте, получив небольшие ожоги лица и руки. 3 "Киттихаука" 2-го ГКАП патрулировали в районе Ваенги на высоте 5000 метров и с 12:30 также активно вели воздушный бой, хотя с близкой дистанции атаковать "Мессершмиттов" не удалость. Командир звена лейтенант Поляков выпустил три пулеметные очереди с дистанции 300 метров, старшина Бокий с дистанции 200 метров выпустил две очереди в хвост набиравшего высоту Ме-109Ф. Сержант Голодников попал в весьма сложную ситуация, когда во время воздушного боя сорвался в штопор. При выводе из штопора из-за большой перегрузки с фюзеляжа даже сорвало крышку бокового люка. В данном случае "Киттихаук" вновь продемонстрировал свое очень плохое качество - срыв в штопор и тяжелый вывод из него. Похоже, сержанту Голодникову очень сильно повезло и он смог выйти из штопора, с которым могли справиться далеко не все летчики. Также в районе аэродрома Ваенга-1 вели воздушный бой 4 И-15бис 27-го ИАП, 6 "Харрикейнов" 2-го ГКАП и 78-го ИАП, эти истребители на высоте 4000 метров прикрывали флотские аэродромы и встретились с "Мессершмиттами" в 12:30, то есть в момент начала боя "Лаггов". Ведущий звена "Харрикейнов" 2-го ГКАП лейтенант Аникин атаковал одного Ме-109Ф сзади-сверху с дистанции 200 метров, выпустил две пушечно-пулеметные очереди, но "Мессершмитт" набором высоты ушел от преследования. Затем Аникин атаковал спереди "Мессершмитта", но сзади его обстрелял истребитель, сделав несколько пробоин в фюзеляже. Ведомый молодой летчик сержант Матвеев также был атакован сзади Ме-109Ф и получил 23 пробоины в фюзеляже и крыле, а также радиаторе. Антифриз из системы охлаждения вытек, но летчик успел произвести нормальную посадку на своем аэродроме. Второе звено "Харрикейнов" 78-го ИАП, заметив противника, также вступили с ними в воздушный бой. Молодого летчика сержанта Чулкова, судя по нанесенным повреждениям, неоднократно с разных ракурсов атаковали "мессера". Пробита была бронеспинка сидения, очевидно, в нее попал бронебойный снаряд, но летчик чудесным образом даже не получил никаких ранений. Несколько пробоин было в правой плоскости, здесь же было перебито управление правым элероном, но летчик сумел произвести посадку благополучно. Ведущий этой тройки "Харрикейнов" командир эскадрильи 78-го ИАП капитан Дижевский, заметив атаку по самолету Чулкова, выпустил спереди по "Мессершмитту" одну очередь, но дистанция до него была слишком большой 400-500 метров и попаданий не последовало, "мессер" пикированием вышел из боя. Второю атаку Дижевский произвел по "Мессершмитту" сзади-снизу с дистанции 70-50 метров, после двух пушечно-пулеметных очередей самолет противника вышел из боя с дымом. Летчик при этом доложил, что Ме-109 "предположительно сбит", но падение его не наблюдал, так как продолжал вести воздушный бой, самолет засчитан ему не был. "Мессершмитты" также стали атаковать по-одному четверку И-15бис, которые патрулировали в районе аэродрома Ваенга-1 на высоте 4000 метров. Пилоты И-15бис уворачивались от атак противника, при этом сами вели огонь по нему из пулеметов, а также реактивными снарядами РС. Три И-15бис имели по одной пушечно-пулеметные пробоине.
Таким образом, в этом крупном и весьма упорном сражении приняли участие подразделения всех истребительных частей ВВС СФ (кроме 95-го ИАП, вооруженного двухмоторными Пе-3), а также 19-го ГИАП ВВС 14-й армии, всего 29 истребителей: 5 Як-1, 7 ЛаГГ-3, 3 "Киттихаука", 6 "Харрикейнов", 4 И-15бис и 4 "Аэрокобры" и потери составили один уничтоженный ЛаГГ-3 и один Як-1, поврежденный на вынужденной посадке и отправленный в капитальный ремонт. Наши летчики активно вели воздушный бой и старшине Попову из 255-го ИАП засчитали один сбитый Ме-109, но данные противника эту заявку на победу не подтверждают. Реально немцы лишились одного "Юнкерса-88", вероятно, сбитого "Аэрокобрами" 19-го ГИАП.
Немецким пилотам 5-го, 6-го и 8-го отрядов после этого крупного воздушного боя было засчитано 5 сбитых самолетов:
командиру 8-го отряда оберлейтенанту Зегатцу был засчитан сбитый Р-40;
унтер-офицеру Бартельсу - "Аэрокобра",
унтер-офицеру Вайничке - ЛаГГ-3;
унтер-офицеру Дебриху - Р-40 и И-153. Стоит обратить внимание на то, что весьма опытный летчик-истребитель унтер-офицер Дебрих во время атаки по И-15бис принял биплан с неубирающимся шасси И-15бис за биплан с убирающимся шасси И-153. Как показано выше, реально пилоты "Мессершмиттов" в этом сражении сбили только один ЛаГГ-3 и повредили один Як-1. Два "Харрикейна" имели много пробоин, но благополучно сели на своем аэродроме. Сколько "Мессершмиттов" получили пробоин сведений не существует.
Таким образом, крупная операция 5-го Воздушного флота не имела успеха, так как бомбардировка нашими истребителями была сорвана и был потерян один бомбардировщик Ю-88, экипаж которого получил ранения, хотя "Мессершмитты" в бою с "Лаггами", "Харрикейнами", И-15бис имели значительное преимущество и добились успеха, сбив один советский истребитель. Более скоростные истребители Як-1 и "Аэрокобра" провели воздушный бой с "Мессершмиттами-109Ф" на равных.

Источник информации: текст предоставлен А.Мардановым
 

27 сентября 1942 года

"Последний в 1942 году всплеск авиационной активности отмечался 27 сентября. В этот день, пользуясь временным улучшением погоды, немецкие ВВС осуществили два налета на советские аэродромы, сопровождавшиеся жаркими воздушными боями. В 12:26 на "Мурмаши" вышли три-четыре группы самолетов противника: 16 ударных машин (восемь Me 110 и восемь Ju 88) под эскортом Me 109F из 5-го, 6-го, 7-го и 8-го отрядов. На перехват взлетели шесть Р-40 и одна "Аэрокобра". Советские ис-требители на этот раз были подняты с опозданием. «Стодесятые» с пикирования сбросили бомбы, от одной из которых погибла девушка-механик. Повреждений матчасти и разрушений аэродромных построек we было. "Юнкерсы", заметив приближение советских истребителей, развернулись и улетели на северо-запад. Над аэродромами ВВС СФ патрулировала шестерка "киттихауков" из 2-го ГКАП и четверка ЛаГГ-3 из 255-го ИАП. В 12:30 в районе Мурманска флотские истребители встретили 14 "мессершмиттов" и вступили с ними в бой на виражах. Вскоре им на помощь подошла пара "Яков" из 20-го ИАП. Тем не менее, бой завершился не в нашу пользу. На ЛаГГ-3 погиб лейтенант Чиликов, пилот второго сбитого ЛаГГ-3 Конев получил ранение и выпрыгнул с парашютом. Во 2-м ГКАП были сбиты два "киттихаука", а летчикам Григорьеву и Швареу также пришлось спааться на парашютах. В свою очередь, лейтенанту Товстых (255 ИАП - прим. sk16rus) на ЛаГГ-3 удалось сбить "Мессершмитт".
По немецким данным в ходе данного боевого вылета разбился истребитель Bf 109F-4 №7583 из 7-го отряда (50% повреждений). Очевидно, этот самолет и был сбит или подбит лейтенантом Товстых."

Источник информации: А.Марданов "Восемь пишем, два в уме"
 

29 октября 1942 года

29 октября вражеская авиация возобновила бомбардировочные удары на мурманском направлении. В 14:14-14:15 по тревоге были подняты 13 истребителей ВВС 14-й армии и Северного флота: 4 "Киттихаука" 19-го и 20-го ГИАП, 4 "Харрикейна" 197-го и 837-го ИАП и 5 ЛаГГ-3 255-го ИАП. Посты наблюдения, находящиеся в районе линии фронта, доложили, что группа вражеских самолетов 18 бомбардировщиков Ю-87 в сопровождении 20 "Мессершмиттов-109" идут курсом 150, на аэродром Мурмаши. Бомбардировщики Ю-87, очевидно, имея иную задачу, развернулись в районе Урдозера и отбомбились по нашим войскам на левом фланге фронта. Тем временем, две группы истребителей Ме-109 6-го, 7-го и 8-го отрядов, как обычно, появились в двух районах Мурмаши и Ваенга для сковывания боем наших истребителей. В это же время в районе флотских аэродромов Ваенга-1 и 2 на высоте 5000 метров находились 5 ЛаГГ-3 255-го ИАП ВВС СФ, ведущим был командир эскадрильи капитан Севрюков. В 14:30 летчики заметили на удалении 1000-1500 метров и ниже на 800-900 метров группу 5 Ме-109Ф. Командир эскадрильи довернул влево и пошел на сближение с противником, но в этот момент неожиданно "Лагги" были атакованы еще одной группой 3-4 Ме-109Ф, которая оставалась незамеченной. Уходя из-под атаки, пятерка "Лаггов" распалась. ЛаГГ-3 капитана Севрюкова получил попадание в маслобак и летчик вышел из боя. Одна пара, ведущим которой был заместитель командира эскадрильи старшина Филиппов, ведомым лейтенант Самарков, осталась на высоте и продолжила вести бой с пятью Ме-109Ф 8-го отряда юго-восточнее аэродрома Ваенга-1. Постепенно высота снизилась до 1500-1200 метров, и через 15-20 минут неравного воздушного боя пара "Лаггов" глубокой спиралью стала выходить из боя. Этот тактический прием практиковался как советскими летчиками, так и немецкими. Но "Мессершмитты" не отставали и вскоре был сбит ЛаГГ-3 №19 старшины Филиппова, летчик, к сожалению, погиб.
Таким образом, наши потери составили 1 ЛаГГ-3, а немецким пилотам 8-го отряда в течение 15 минут воздушного боя засчитали 5 (!) сбитых ЛаГГ-3: фельдфебелю Бартельсу , 3 ЛаГГ-3; лейтенанту Бергеру , 1 ЛаГГ-3 и оберфельдфебелю Герцогу , 1 ЛаГГ-3, еще два наших истребителя считались "предположительно" сбитыми. Если наши сведения дают очень близкое к истине число участвовавших в бою "Мессершмиттов" 8-9 машин, то пилоты немецкого 8-го отряда доложили, что вели воздушный бой восьмером против 15 ЛаГГ-3 и МиГ-3! Как видим, в действительности, в воздушном бою участвовали лишь 5 ЛаГГ-3 и никто из наших летчиков о сбитых самолетах противника не заявлял, что полностью соответствовало действительности.

Источник информации: текст предоставлен А.Мардановым
 

30 октября 1942 года

"30 октября пилоты 6/JG5 совершили несколько боевых вылетов на сопровождение своих "Юнкерсов", которые "обрабатывали" позиции 14-й армии в районе Западной Лицы и западных окраин Мурманска. В тот день, около 15:30 девятка Ju-88 под прикрытием четырнадцати Bf-109 появилась над городом. По тревоге с аэродрома Ваенга вылетели две группы истребителей: первая насчитывала три "Киттихаука" и три ЛаГГ-3, а вторая — пять "Киттихауков" и два ЛаГГа. Набирая высоту над аэродромом, советские самолеты были внезапно атакованы одиночным Bf-109. Хуже всего пришлось командиру 1-й эскадрильи 255-го ИАП ВВС Северного флота капитану С.Г.Юзову, пилотировавшему ЛаГГ-3 (мой дед до своей гибели был заместителем Юзова - прим. sk16rus). Именно его истребитель оказался объектом первой атаки и был сразу же сбит. Летчик, видимо, погиб еще в воздухе.
Вероятно, этот успех принадлежит лейтенанту Вайссенбергеру, который в тот день довел свой счет до 36 побед, заявив об уничтожении, помимо ЛаГГ-3, еще и четырех "Киттихауков"! Однако отечественные архивы не подтверждают потери 30 октября ни одного истребителя Р-40."

Источник информации: Ю.Рыбин "Expertenstaffel за Полярным кругом" [ч.2]
(Все четыре части этой работы можно найти на странице "Статьи")
 
 

обсудить на форуме


Текст на странице обновлен 27.01.2013 г.

Сайт создан
1 сентября 2004 г.
© Красильников С.Ю., 2004—2022
При использовании изложенных здесь сведений ссылка на этот сайт обязательна.
Яндекс.Метрика