Слава
защитникам
Советского Заполярья!
 

- Главная
- Форум
 
  МОЙ ДЕД
Краткая биография
  ПОИСКИ
- Информация
- Дополнительно
- ЦВМА
- Место гибели
- Аэроклуб
- 160-й РезАП
- Фото, письма
- Память
- 29.X.1942 [ролик]
 
  ВВС СФ
- ВВС СФ
- Герои Сов. Союза
- Асы ВВС СФ
- Список частей
- Список аэродромов
- Статьи
- Фотоальбом
- 46-ой ШАП ВВС СФ
 
  255-й ИАП
- 255-й ИАП
- Личный состав
- Боевая работа
- Победы
- Потери
- "Аэрокобры"
 
Ваенга-2  [1] [2] [3]
 
Книги
 
Ссылки

Тульский Александр Егорович

06.11.1917 г. - 04.11.2004 г.

 

18.07.1937 года Тульский Александр Егорович родился 6 ноября 1917 г. в селе Ново-Троицкое Терновского р-на Воронежской области.
В 1934 году по окончании неполной средней школы переехал в Москву, где работал на строительстве Московского метрополитена (плотник, слесарь). Одновременно обучался на рабфаке (1934-1935 гг.).
Без отрыва от производства в 1935-1936 гг. обучался летному делу в аэроклубе, по окончании которого в 1936 г. по спецнабору поступил в Авиашколу Главного управленияя Севморпути в г.Николаеве, которая в 1938 году была преобразована в ВМАУ им. Леваневского.
Закончил училище в 1939 г. и был направлен для прохождения службы в одну из авиационных частей Краснознаменного Балтийского флота - вероятнее всего в 22-ю отдельную авиаэскадрилью КБФ (44-ый отдельный авиаотряд ?).
Воевать начинал в группе Преображенского. Совершал вылеты на разведку морских коммуникаций противника на Балтийском море на самолете Че-2 (МДР-6). Участвовал в обороне блокадного Ленинграда. В октябре 1941 г. эскадрилья, в которой служил Тульский, была переведена на Северный флот и с ноября 1941 по март 1942 года Тульский А.Е. - пилот 3-ей авиаэскадрильи 118-го авиаполка.
С марта 1942 г. - пилот, а затем командир звена 2-ой авиаэскадрильи 27-го ИАП ВВС СФ. Воюя на самолете И-15 "бис" в составе 27-го ИАП, Тульский А.Е. одерживает свою первую победу - сбивает Ю-87 (18.06.42 г.).
С первой половины февраля 1943 года Тульский продолжает службу в 1-ой эскадрильи 78-го ИАП 6-ой ИАД ВВС СФ (с марта - в должности командира звена). 22 февраля 1943 года во время воздушного боя с Мессершмиттами самолет Тульского получил серьезные повреждения, но летчик смог посадить самолет.
27 февраля 1943 года Тульский А.Е. одерживает свою вторую победу - во время патрулирования в районе порта Владимир в воздушном бою сбивает Ме-109. А на следующий день - 28 февраля - подбивает бомбардировщик Ю-881.
В июне 1943 года Тульский А.Е. одерживает еще две победы. На его счет записаны: 4 июня - ФВ-1902 в районе м.Шарапов и 5 июня - Ме-1093 в районе губы Эйна.

В газете "Краснофлотец" 18 июня 1943 года была напечатана статья "Дисциплина и взаимная выручка в воздушном бою", в которой говорилось:

Тульский А.Е. около своего Харрикейна, вероятно 42-43 гг.

"Шестерка наших истребителей, ведомая старшим лейтенантом тов. Тульским, прикрывала суда, доставлявшие грузы в прифронтовую базу. Со стороны солнца выскочили два десятка "Мессершмиттов" и пошли в атаку на наши суда.
Не смотря на большой численный перевес на стороне врага, наши летчики, не задумываясь ни на одно мгновенье, атаковали немцев.
Старший лейтенант Тульский в паре с летчиком Кравченко бесстрашно ринулся сверху на 14 "Мессершмиттов", которые начали пикировать на наши суда. С короткой дистанции он открыл огонь и заставил немецкие самолетыотказаться от своих намерений. Примеру своего командира последовали летчики Кукибный, Кириллов, Авцин, Старосветский. Сбитые с курса огнем наших летчиков, немцы неприцельно сбросили бомбы, большинство которых упало на скалы.
Ещё не закончился бой наших летчиков с этой группой немцев, как с другой стороны появилось еще десять вражеских истребителей, направлявшихся на наш караван. И снова Тульский со своим ведомым устремился навстречу врагу и не дал возможности немцам произвести прицельное бомбометание.
Пятикратное численное превосходство немцев не помешало нашим истребителям выполнить свою задачу. Летчики отстояли караван от ударов с воздуха. Вражеские бомбы не причинили нашим судам ни малейшего вреда. Летчики тов. Тульского сбили 4 немецких самолета.
Успех наших истребителей об'ясняется тем, что они действовали смело и активно, быстро и правильно разгадывали манёвры врага, умело их парировали. Но главное - железная дисциплина в групповом воздушном бою, инициатива, взаимная выручка - вот что обеспечило победу летчиков.
........
Так, когда Тульский пошел в атаку на десятку вражеских истребителей, сзади его атаковала тройка "Ме-109". Ведомый тов. Кравченко, прикрывая своего командира, развернулся и смело в лоб атаковал немцев. И хотя тов. Кравченко был в этой схватке ранен, все же своей смелостью он спас командира, обеспечил его успешную атаку....."

3 июля 1943 года старший лейтенант Тульский назначается командиром 1-ой эскадрильи 78-го ИАП 6-ой ИАД ВВС СФ, и 22 августа сбивает пятый самолет противника - Ме-109 в районе Луостари.
20 октября 1943 года капитан Тульский А.Е. назначается командиром 1-ой авиаэскадрильи 255-го ИАП 5-ой МТАД ВВС СФ, а 22 апреля 1944 года - командиром этого полка (скан странички о прохождении службы тут). В должности командира 255-го ИАП ВВС СФ майор (с 26.04.44 г.) Тульский А.Е. был до конца войны.
Свою последнюю - шестую победу4, Тульский А.Е. одержал 27.06.1944 года, сбив в районе Киркенеса Ме-109.

В 1946 году Тульский становится слушателем отделения истребителей Высших офицерских курсов (ВОК) ВВС ВМФ.
17 октября 1947 г. он назначается командиром 10-го ГИАП ВВС УВМФ.
А с 4.03.1949 г. – заместителем командира 572-го ИАП по технике пилотирования и теории полета.
С сентября 1951 по июнь 1952 года Тульский А.Е. проходил службу в 1680-ом ИАП.
А с июня 1952 года по февраль 1954 года - в 717-ой ИАД.
Следующие записи в летной книжке относятся к в/ч 49298 (вероятнее всего, это та же 717-я ИАД).
Закончил службу Тульский А.Е. в должности заместителя командира дивизии (в/ч 49298) по летной подготовке, и в 1960 году вышел в отставку "по болезни" (согласно Приказа о "хрущевском" сокращении Вооруженных Сил СССР).

В 1963 г. переехал из г. Лиепая на постоянное место жительства в г. Даугавпилс, где работал до февраля 1988 года на Даугавпилсском мебельном комбинате в должностях заместителя директора, начальника отдела кадров. Закончил работу (после выхода на пенсию) слесарем КИП 5 разряда.
Скончался Александр Егорович Тульский в г. Москве 4 ноября 2004 г. (за два дня до своего 87-летия).
Похоронен в г. Москве на Перепечинском кладбище.

Награды: три ордена "Красной Звезды", три ордена "Боевого Красного Знамени", орден "Нахимова" II-ой степени, орден "Отечественной войны" II-ой степени, медали: "За боевые заслуги", "За оборону Ленинграда", "За оборону Советского Заполярья", "За победу над Германией в ВОВ 1941-1945 гг", "За безупречную службу в Вооруженных силах СССР", юбилейные медали и памятные знаки.

Примечание: в октябре 2012 года среди документов на проекте "Подвиг народа" обнаружен наградной лист (подписанный командиром 5-ой МТАККД ВВС СФ в июле 1945 года) на командира 255-го ИАКП ВВС СФ Тульского А.Е. на орден "Отечественной войны" I-ой степени, о котором ранее не было известно.

1 - подбитие подтверждается документами ЦВМА (по данным М.Быкова);
2 - согласно Оперсводке ВВС СФ, одержана предположительно, подтверждения нет, и в ЖУСС 78-го ИАП она не фигурирует, не исключено что она была подтверждена задним числом (по данным М.Быкова);
3 - согласно Оперсводке ВВС СФ сбит 1 ФВ-190, хотя в ЖУСС - Ме-109 (по данным М.Быкова);
4 - учитывая сведения, полученные от Михаила Быкова, согласно документам ЦВМА, общий боевой счет Тульского А.Е. должен выглядеть так: сбито лично 5 самолетов противника + 1 сбит предположительно + 1 подбит.
 

Отсканированные фотографии и документы из семейного архива, а так же сведения из биографии Тульского А.Е., предоставлены его родными.

 
 
Тульский с друзьями у Харрикейна, вероятно 42-43 гг. Около Аэрокобры - 1944 год На отдыхе Тульский - первый слева
255-й ИАП ВВС СФ, четвертый слева - Тульский А.Е., танцует Рассадкин Тульский А.Е. - 1944 год Летная книжка Тульского А.Е. Газета Североморский летчик от  24 августа 1944 года
 
 
© Красильников С.Ю., 2008
Сайт создан
1 сентября 2004 г.
© Красильников С.Ю., 2004—2022
При использовании изложенных здесь сведений ссылка на этот сайт обязательна.
Яндекс.Метрика